Родительский университет
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
— правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
— психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
— гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
— на оценке родителями собственного жизненного опыта;
— на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
— на стабильном общении детей и их родителей;
— на формировании атмосферы поиска новых знаний;
— на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
— на развитии творческих способностей членов семьи;
— на умении видеть результаты развития детей;
— на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
— повышение интереса родителей к самообразованию;
— удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
— повышение уровня педагогической культуры родителей;
— активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
ГУО «Средняя школа №15 г. Гомеля»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
— организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
— правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
— психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
— гражданское: о путях развития образования, школы.
— консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
— научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
— расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
— организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
— построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
— трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» — для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» — для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» — для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе ГУО «Средняя школа №15 г.Гомеля»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.
3.2. Координатор родительского университета:
— несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
— координирует деятельность родительского университета;
— осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогам-психологом;
— подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
— ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
— в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
— приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
— Положение о родительском университете;
— план работы на учебный год;
— методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
Программа
Родительского университета
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 1-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе | сентябрь | лекция/ практикум/ вебинар | классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | ноябрь | беседа/ практикум/ мастер-класс | классный руководитель, медицинский работник |
1.3 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | январь | круглый стол/ дискуссия/ форум | классный руководитель |
1.4 | Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | апрель | семинар-практикум/психологический тренинг | педагог-психолог |
2 | 2-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | октябрь | беседа/ семинар-практикум/ вебинар | классный руководитель |
2.2 | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | декабрь | круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар | классный руководитель, медицинский работник |
2.3 | Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка | февраль | лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг | педагог-психолог, педагог социальный |
2.4 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться | май | круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс | классный руководитель |
3 | 3-е классы | |||
3.1 | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | сентябрь | беседа/ семинар-практикум/ вебинар | классный руководитель |
3.2 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | декабрь | лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс | педагог-психолог |
3.3 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни | январь | беседа/ дискуссия/ практикум | педагог социальный, медицинский работник |
3.4 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | апрель | семинар-практикум/психологический тренинг | педагог-психолог, педагог социальный |
4 | 4-е классы | |||
4.1 | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников | сентябрь | лекция/ вебинар | педагог-психолог, медицинский работник |
4.2 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | декабрь | круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум | классный руководитель, педагог социальный |
4.3 | Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером | февраль | конферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум | педагог-психолог, классный руководитель |
4.4 | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | май | круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар | классный руководитель |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
1 | Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе | педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
2 | Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3 | Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? | педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул | педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 5-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе | сентябрь | семинар-практикум/ вебинар | классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
1.2 | Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками | ноябрь | круглый стол/ беседа/ семинар-практикум | классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
1.3 | Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста | февраль | лекция/ беседа/ вебинар | педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
1.4 | Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета | май | круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар | классный руководитель, педагог социальный |
2 | 6-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка | сентябрь | лекция/ беседа/ вебинар | педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
2.2 | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | декабрь | семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг | педагог-психолог, классный руководитель |
2.3 | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях | март | круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс | педагог-психолог, классный руководитель |
2.4 | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период | май | конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар | педагог социальный, медицинский работник |
3 | 7-е классы | |||
3.1 | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе | сентябрь | лекция/ беседа/ вебинар | педагог-психолог, медицинский работник |
3.2 | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» | ноябрь | круглый стол/ беседа/ вебинар | педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних |
3.3 | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком | февраль | конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг | педагог социальный, педагог-психолог |
3.4 | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | апрель | беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг | классный руководитель, педагог-психолог |
4 | 8-е классы | |||
4.1 | Тема 1. Жизненные цели подростков.Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей | октябрь | лекция/ беседа/ вебинар | педагог-психолог, педагог социальный |
4.2 | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») | декабрь | конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг | педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
4.3 | Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения | март | беседа/ семинар-практикум/ вебинар | педагог-психолог, педагог социальный |
4.4 | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов | май | круглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг | педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
5 | 9-е классы | |||
5.1 | Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе | сентябрь | лекция/ конферен-ция/ вебинар | педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник |
5.2 | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка | ноябрь | беседа/ семинар-практикум/ вебинар | педагог-психолог, педагог социальный |
5.3 | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек | февраль | лекция/ беседа/ семинар-практикум | педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
5.4 | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков | апрель | конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар | педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
5 | Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей | педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 | Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье | педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 | Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? | педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник |
8 | Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? | педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник |
9 | Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи | классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 10-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Здоровье — это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня | сентябрь | лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар | педагог социальный, медицинский работник |
1.2 | Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку | ноябрь | круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс | педагог-психолог, медицинский работник |
1.3 | Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья | февраль | беседа/ круглый стол/ вебинар | педагог-психолог, педагог социальный |
1.4 | Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе | апрель | круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар | классный руководитель, педагог-психолог |
2 | 11-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии | октябрь | семинар-практикум/ форум/ вебинар | педагог-психолог, классный руководитель |
2.2 | Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей | декабрь | конференция/ беседа/ практикум | педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних |
2.3 | Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни | март | круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар | педагог социальный, классный руководитель |
2.4 | Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период | май | семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг | классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
10 | Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена | классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник |
11 | Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности | педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |
ПАМЯТКИ
Все мы жаждем чувствовать себя в безопасности, жаждем доверия и любви. И простые объятия дают нам все это!
Нет ничего приятнее, чем тепло и чувство безопасности, возникающие в тот момент, когда тебя обнимает близкий человек. Искренние объятия способны полностью изменить настроение.
Вы чувствуете, что вас любят, заботятся и что вы в безопасности. Что интересно, в объятиях давать и принимать – это одно и то же. А наука говорит, что они еще и могут сделать умнее. Ученые доказали, что у детей, которых больше обнимают, мозг развит лучше.
Мы с самого раннего возраста начинаем исследовать мир, делая это с помощью прикосновений к разным вещам. Из всех пяти чувств человека осязание развивается первым, чтобы новорожденный мог ориентироваться в новом мире.
Когда вы держите ребенка на руках на протяжении первого часа после его рождения, независимо от того, приложили его к груди или нет, это помогает нормализовать температуру тела новорожденного, его сердцебиение и дыхание. На многих детей это действует успокаивающе. Параллельно в организме женщины вырабатываются «гормоны облегчения». Это время сближения матери и малыша (или отца и ребенка, если новорожденного держит отец).
Преимущества массажа
Массаж тоже способствует сближению. В статье журнала Stanford’s Medicine перечислено множество преимуществ детского массажа. Так, по словам массажиста Детской больницы в Стэнфорде Морин МакКеффри, к числу этих преимуществ относятся:
- Нормализация сна,
- Осознание ребенка, что его любят, оберегают и принимают,
- Улучшение пищеварения и урегулирование стула,
- Отсутствие капризного поведения, чем ребенок показывает, что ему комфортно,
- Мама и ребенок выглядят более расслабленными,
- Улучшение неврологических функций мозга.
На базе Вашингтонского университета провели одно интересное исследование. Исследователи хотели определить, в какой области мозга ребенок регистрирует «осязаемое» прикосновение и прикосновение «наблюдаемое».
Результаты исследования доказали, что дети могут различать реальное физическое прикосновение и видимость того, когда рука касается другого человека. Ученые обнаружили, что к семи месяцам ребенок уже не только понимает концепцию «себя», но и то, что его тело существует отдельно от матери.
Сила прикосновения с точки зрения ребенка
Именно это понимание и закладывает основу для имитации чужого поведения и развития сострадания. С помощью проведения специальной визуализации исследователи отметили, что прикосновения регистрируются в соматосенсорной коре головного мозга. В зависимости от того, было это реальное прикосновение и какая часть тела при этом участвовала или же имела место видимость касания, место регистрации и сила сигнала в соматосенсорной коре менялись.
Еще более удивительным оказалось открытие того факта, что ребенок, который еще не умеет разговаривать и не знает названий отдельных частей тела, уже понимает, что движение его рук и ног похоже на движения других людей. Имитируя чужое поведение, ребенок тоже начинает двигаться. Именно этот процесс делает возможной способность к эмпатии.
В другом исследовании ученые изучили вред, который наносит детям отсутствие прикосновений. Ученые пришли к выводу, что после десяти недель ежедневного 10-минутного физического контакта дети меньше «срыгивали». А малыши, подвергавшиеся на протяжении десяти недель ежедневной 20-минутной тактильной стимуляции, показали более высокие показатели развития.
В случае с недоношенными детьми поглаживание их ручек и ножек привели к набору веса, повышению внимательности, лучшей подготовленности к повторению стимуляции и повышению ощущения собственного тела. Спустя год у этих детей были отмечены высокие показатели веса, роста, развитая моторика и отсутствие симптомов неврологических дисфункций.
Объятия и окситоцин
Окситоцин – это гормон и нейротрансмиттер, который вырабатывается гипоталамусом и попадает в кровь из гипофиза. Его уровень резко увеличивается в период кормления грудью, в момент оргазма и при объятиях.
Дети, как и взрослые — очень разные и проявляются по-разному. Часто малыши боятся играть или контактировать с другими детьми или незнакомыми взрослыми. После трех лет мозг ребенка уже созревает для создания социальных связей и ему становится интересно взаимодействовать с миром, другими людьми. Поэтому, если очень осторожное поведение сохраняется, надо обратить внимание на те установки, которые транслирует базовый взрослый.
Из лучших побуждений и соображений безопасности мы говорим: «Будь рядом, держи меня за руку, не потеряйся, не разговаривай!». Ребенок считывает эту информацию с точки зрения того, что мир очень опасный и сам он в этом мире выжить не сможет. Отсюда и рождается страх.
Стоит научить его взаимодействовать с миром — показать, как мы знакомимся, как поддерживаем беседу с новым человеком. Конечно, это не значит, что нужно заводить дружбу абсолютно со всеми встречными на улице или во дворе — здесь же можно и аккуратно выстроить ограничения для его безопасности.
Если это не помогает, то необходимо изменять установки, которые транслирует базовый взрослый — учить тому, что мир разный, а не опасный. В более сложной ситуации стоит обратиться к специалисту, который посоветует прицельные упражнения для проработки этой проблемы.
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять —
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте
И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять
Во-первых мне бы хотелось рассказать об основных симптомах, которые должны насторожить родителя при адаптации:
✅ ребенок становится замкнутым;
✅ снижается успеваемость;
✅ снижается аппетит;
✅ ухудшается качество сна;
✅ на вопросы о школе отвечает односложно, отмалчивается.
⠀
Тут есть важный аспект, часто когда мы спрашиваем у ребенка: «Как дела в школе?» ответ может быть односложным, нормально и все. Поэтому задавайте вопросы более конкретно: «Что делал на перемене?» и тут становится более понятно стоял сам или играл и общался с детьми.
⠀
Если мы говорим о адаптации при переходе в другую школу, важно учитывать 2 фактора:
✅ учебная адаптация — касается уровня учебных знаний и умений
✅ социальная — включение в коллектив
⠀
Как родители могут помочь:
❗️что касается учебной адаптации стоит узнать какие требования в новой школе, наладить общение с учителем;
❗️снизить общую нагрузку на время адаптации, сократить количество кружков и секций, избегать стрессов и ярких впечатлений;
❗️важно соблюдать и режим дня, сон до 21:00, активные прогулки на воздухе
❗️наладить контакт с одноклассниками помогут совместные мероприятия, походы в гости, совместное внеклассное времяпрепровождение;
❗️родителям важно делится своим опытом с ребёнком, говорить о новых переживаниях
⠀
⚠️ Также, хочу напомнить, что адаптацию проходят и родители!
Но ребёнку лучше не показывать своё волнение, а напротив показать уверенность и спокойствие!
И не потому, что вам все равно, а потому, что Вы уверены в успехе.
1. Не будь самим собой
(Ты такой же как твой отец… А вот я в твоём возрасте)
❗️Итог: я докажу, что я лучшая или буду такой, какой хотят видеть.
2. Не будь ребёнком
(когда есть младший в семье)
❗️Итог: не могу расслабится, необходимо все контролировать.
3️. Не расти
(получают такое приказание младшие дети в семье)
❗️Итог: одни проблемы, ничего не умею и не понимаю.
10 принципов осознанного родительства:
- Осознанные родители удовлетворяют потребность детей в физическом контакте (берут на руки, прижимают к себе и т.п.). Они не боятся «испортить» детей.
- Осознанные родители принимают весь диапазон эмоций и выслушивают выражение чувств детей, не оценивая его. Они понимают, что не могут устранить печаль, гнев и разочарование, и не пытаются остановить детей, высвобождающих болезненные чувства через слезы или буйство.
- Осознанные родители предлагают детям стимулы, соответствующие их возрасту, и доверяют способности детей выбирать подходящий для них темп и способы обучения. Они не пытаются ускорить переход детей на новую стадию развития.
- Осознанные родители поощряют овладение новыми навыками, но не оценивают достижения детей, избегая как критики, так и оценочной похвалы.
- Осознанные родители ежедневно выделяют время, когда их внимание полностью принадлежит детям. В течение этого особого периода времени они наблюдают, слушают, отвечают и участвуют в играх детей (если те их приглашают), но не направляют активность детей.
- Осознанные родители оберегают детей от опасностей, но не пытаются уберечь их от всех ошибок, трудностей и конфликтов.
- Осознанные родители поощряют детей к тому, чтобы они справлялись со своими сложностями самостоятельно, и оказывают помощь только по мере необходимости. Они не делают за детей то, что те могут сделать сами.
- Осознанные родители устанавливают разумные ограничения, мягко направляя детей к приемлемому поведению, а при разрешении конфликтов учитывают интересы всех участников. Они не управляют поведением детей, прибегая к каким-либо видам подкупа, наград, угроз и наказаний.
- Осознанные родители проявляют заботу о себе и честно признают свои собственные потребности и чувства. Они не приносят себя в жертву до такой степени, чтобы чувствовать себя обделенными.
- Осознанные родители стремятся увидеть, каким образом события их собственного детства негативно влияют на их способность быть хорошими родителями, и сознательно прилагают усилия к тому, чтобы не перекладывать собственную боль на детей.
- Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.
- Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
- Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.
- Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
- Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с.
- Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
- Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/…/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.
- Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
- Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
- Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с.
- Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
- Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с.
- Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
- Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
- Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.
- Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.
- Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
- Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
- Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
- Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
- Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
- Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.
- Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.
- Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
- Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
- Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск: БГПУ, 2019. – 160 с.
- Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
- Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.
- Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.
- Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.
- Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.
- Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с.
- Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
- Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.
- Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.
Ваш ребёнок уже освоил прелести неправды?
Что бывает чаще всего?
1. Фантазирует про других: кто-то что-то сделал, чего на самом деле не было
2. Про себя: заслужил что-то, похвалили, что-то произошло.
3. Обманывает, чтобы избежать наказания (я не разбивал вазы)
4. Обманывает, чтобы не делать (я уже съел суп).
5. Жульничает и обманывает ради собственной выгоды.
Главное и основное правило родителей – ребёнок не враг, а друг.
Он не хочет насолить
Он не делает назло.
Он не ужасный врун и обманщик в семье – он как все.
Все действия ребенка – это потребность чему-то научиться или желание что-то сказать.
⠀
Чему же учит ложь? Памяти, вниманию, логике, воображению.. Это «природный» тренажер, через который в обязательном порядке проходит каждый ребёнок.
⠀
Для нас важнее, что же ребёнок хочет сказать.
И тут закон: чем больше врёт, тем больше хочет сказать.
⠀
«Твои требования для меня невыполнимы».
Мы требуем от ребенка того, что он не может сейчас сделать.
Ребёнок соврал, что съел суп, не потому что хотел соврать, а потому что действительно не хотел суп.
И нужно разбираться с супом: временем обеда, поведенческими привычками, возможностью выбирать и пр. – а не с враньём.
⠀
«Я боюсь тебя»
Ребёнок врёт, потому что боится. Договоритесь, что за правду не будет наказания: честно, даже недовольства. А будет совместный разбор проблемы и придумывание вариантов, как можно было поступить по-другому.
⠀
«Ты любишь меня только тогда, когда я хороший».
Такое послание держит в голове ребёнок, когда врёт. А вы вспоминайте, не было ли от вас фраз «я не люблю тебя, когда ты делаешь …», «я не дружу с мальчиком/девочкой, который …», «если ты будешь так себя вести, я тебя отдам тёте». Это очень опасные фразы, особенно в 4-6 лет их лучше забыть.
⠀
«Ты заставляешь меня это делать»
Не нужно «проверять».
Оставить на столе конфету, выйти из комнаты и, вернувшись, обнаружить её отсутствие и спросить: «Ты ел конфету?» – это провокация.
Не нужно спрашивать ребенка, если вы знаете, что ответом будет ложь.
Говорите утвердительно «ты съел конфету», и решайте эту проблему вместе.
А ещё про ложь и правду. Нужно иногда разговаривать в обычной жизни, не только во время происшествий. Что любовь и доверие не предполагают обман, что обманутой стороной быть очень неприятно. Расскажите примеры, разберите героев из мультиков и книжек. Пусть честность станет таким же ценным для ребёнка качеством, как доброта и сила.
Я работаю с детьми уже очень давно.
Если посчитать мои стаж работы, то получится больше 16 лет.
Очень часто один из самых важных вопросов от родителеий:
Школа/сад должны воспитывать. Например: Он в саду с 7 до 19 ч, он здесь больше, чем с нами в семье, поэтому Вы и воспитываете.
Или:
Школа должна воспитывать, учитель должен научить учиться, быть лидером и т.п.
Да, конечно, школа и сад учат, но именно учат, воспитывать они и не должны и не могут.
Решающий фактор — семья. Об этом говорят и пишут и психологи, и педагоги.
Почему?
Все довольно просто.
Родитель, родительское мнение – это ЭТАЛОН. Для ребенка это не просто общение. Это мера и эталон всего, что происходит в мире. Этот эталон формируется с самого раннего возраста. И дети следуют ему. Хотят они того или нет. Что уж там говорить, и мы, взрослые, следуем за тем, как нас воспитывали. Вспомните себя сейчас, разве у Вас нет такого поведения и привычек, которые Вы пронесли через всю жизнь?
Ловите себя на том что делаете так же как родители ? Причём самое неприятное , что часто в том что Вам не нравилось Вы стали копировать их поведение. И да это не всегда хорошее. У всех разное конечно , и если опыт был хороший, он положительно влияет на жизнь, формирует качественное отношение к себе и людям, если нет – мы эту травму носим с собой, в себе и она в нас работает, вне зависимости от нашего желания.
Ребенок, на подсознательном уровне воспринимает семью и все, что в ней происходит, как эталон и руководство к действию. И если мы рассматриваем то, как на наших детей влияет школа или сад, то они в сравнении с семьёй и ее законами всегда будут проигрывать.
Что я хочу этим сказать?
Я имею ввиду, что конечно и школа, и сад влияют на воспитание, но не оказывают решающего влияния. Если частое поведения в семье – агрессия или конфликты, то как бы мы ни учили ребенка с 7 до 19ч в саду, что драться не хорошо и старших нужно уважать, это может быть бесполезно.
Самое важное, что здесь нужно понимать, что кроме воспитания есть генетика, есть уклад жизни и стратегии поведения в семье. Да, хорошие учителя могут влиять на отдельных личностей, оказывать решающее воздействие, но это не происходит со всеми.
Преступление против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения.
Сексуальное насилие – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Сексуальная эксплуатация – порнографические фотографии и фильмы с участием детей, проституция.
ЭТА ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО:
ХОЧЕТ защитить своего ребенка.
КТО ГОТОВ обеспечивать межведомственное взаимодействие в сфере охраны детства.
КТО ГОТОВ, совместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей и подростков.
Ребенку нужно усвоить «Правило четырех «НЕ»:
- НЕ разговаривать с незнакомцами и не впускать их в дом;
- НЕ заходить с незнакомыми людьми в лифт или подъезд;
- НЕ садится в машину к незнакомцам;
- НЕ задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Правила безопасного поведения:
– Если незнакомец просит ребенка показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину – научите ребенка во всех этих случаях говорить «НЕТ!»
– Если ребенка куда-то уводят -научите его правилу: «Кричать, бежать, рассказывать!»
– Вместе с детьми придумайте семейный пароль, как сигнал в опасной ситуации. Это может быть слово или фраза, но смысл один: «Я в опасности! Мне нужна помощь!».
Жертвой сексуального насилия может быть человек любого возраста и пола.
Нужно помнить!
– большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками
– половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях
Для заманивания и установления контроля над жертвой преступники могут использовать разные методы:
- насилие и угроза применения насилия;
- шантаж и угрозы в адрес семьижертвы;
- обман;
- долговая зависимость;
- наркотики и алкоголь;
- использование религии, культуры иморали.
Соблюдайте несколько правил:
1. Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов.
2. Гуляй в группах или с другом/подругой.
3. Доверяй своей интуиции: если тебе страшно, значит, на это есть причины.
4. Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать.
5. Веди себя уверенно. Ты имеешь право думать и заботиться о себе, даже если этим можешь задеть чувства другого.
6. Если есть возможность, чтобы тебя встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею.
7. Добирайся до дома только известным транспортом. Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами.
8. Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым.
9. Не ходи в отдаленные и безлюдные места, пустыри.
10. Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с группой людей.
Тревожные сигналы, которые могут насторожить
- нарушение личного пространства (будь острожен, если чужой человек находится к тебе слишком близко)
- если незнакомый человек пристально смотрит на тебя и демонстративно разглядывает;
- если человек не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства и ведет себя как хороший знакомый, хотя это не так.
Помни!
Суперкороткая юбка, облегающая кофточка, яркая косметика и вызывающее поведение – самые верные способы вызвать к себе интерес преступника.
— Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
— Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
— Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
— Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
— Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
— Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
— Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
— Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
— Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
— Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Чувствовать опору и поддержку, знать, что на родителей можно положиться, — всё это немаловажные составляющие счастливого детства.
Комфортная атмосфера в семье и доверительные отношения создают надёжный тыл и хорошую основу для личностного развития:
🌟 Ребёнок чувствует себя защищённым, любимым и понятым.
🌟 В сложной ситуации не побоится обратиться за помощью именно к вам.
🌟 У ребёнка формируется здоровая самооценка.
🌟 Принять ребёнка — значит признать его чувства и эмоции. Это укрепляет эмоциональный интеллект детей, учит лучше понимать других и самого себя.