A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
РУС БЕЛ EN

Отдел образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г. Гомеля

Государственное учреждение образования «Средняя школа №15 г.Гомеля»

Меню

Группа продленного дня

Организация работы в ГПД

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Режим дня
группы продленного дня
для учащихся 1 классов

11.30 – 11.40 – Прием детей в группу.
11.40 – 12.15 – Посещение факультативных занятий. Объединений по интересам.
12.15 – 12.40 – Подготовка к обеду. Обед.
12.40 – 13.40 – Подготовка к прогулке. Прогулка.
13.40 – 15.55 – Подготовка ко сну. Дневной сон.
15.55 – 16.15 – Подготовка к полднику. Полдник.
16.15 – 16.50 – Общеразвивающее занятие  в помещении.
16.50 – 17.30 – Подготовка к активному отдыху на свежем воздухе. Активный отдых, спортивный час.
17.30 – Уход детей из группы.

Режим дня
группы продленного дня
для учащихся 2 классов

11.40 – 11.55 – Приём детей в группу.
11.55 – 12.40 – Посещение факультативов, объединений по интересам.
12.40 – 13.10 – Свободная деятельность детей.
13.10 – 13.40 – Подготовка к обеду. Обед.
13.40 –14.50– Подготовка к прогулке. Прогулка.
14.50 – 16.00 – Самоподготовка.
16.00 – 16.45 – Общеразвивающее занятие в помещении.
16.45 – 17.00 – Подготовка к полднику. Полдник.
17.00 – 17.40 – Подготовка к активному отдыху на свежем воздухе. Активный отдых, спортивный час.
17.40  – Уход детей из группы.

Режим дня
группы продленного дня
для учащихся 3-4 классов

7.50 — 08.10 –  Прием детей в группу.
8.10 – 9.40 –  Самоподготовка.
9.40 – 10.30 – Подготовка к активному отдыху на свежем воздухе. Активный отдых, спортивный час.
10.30 – 11.00 – Подготовка к завтраку. Завтрак.
11.00 – 11.45 – Общеразвивающее занятие в помещении.
11.45–12.45 – Подготовка к прогулке. Прогулка.
12.45 – 13.30 – Посещение факультативных занятий, объединений по интересам.
13.30 – 13.50  — Свободная деятельность детей.
13.50 — Уход детей из группы.

Руководитель проекта: воспитатель высшей квалификационной категории, магистр психологических наук С.М.Ракицкая

Родителям на заметку

  1. Развитие происходит из точки покоя.

Чтобы развиваться интеллектуально, ребенок должен находиться в эмоционально комфортном состоянии. Сильные эмоции, возникающие в стрессе, тормозят интеллектуальную деятельность. Ребенок, переживающий по поводу отношений в семье или школе не способен к полноценному развитию своего интеллекта. Организуйте своему ребенку спокойную атмосферу дома и в школе.

  1. Организация и структура.

Структурировать деятельность ученика начальной школы — задача родителей. К 16-17 годам у подростка созревают те зоны коры головного мозга, которые отвечают за волю и целеполагание. Пока произвольность поведения у ребенка не сформирована, заниматься организацией времени ребенка — ваша задача. Контролируйте процесс обучения, постепенно делегируя ребенку ответственность за него.

  1. Оценки — не самое главное.

В оценочной школьной системе важно не упустить главное: задача ребенка в начальных классах — научиться учиться, сформировать вкус к получению новых знаний, задача родителей — поддерживать его интерес. Смещайте фокус внимания с отметок на то, что показалось интересным вашему ребенку в течении школьного дня, что впечатлило его, какие мысли и чувства были с этим связаны. Проявляйте искренний интерес, спрашивайте, обсуждайте.

  1. Ошибки — это естественно.

Допускать ошибки вполне нормально. Ведь именно они маркируют процесс обучения. Если нет ошибок, значит действие уже освоено и обучение не происходит. Ребенку имеет смысл указывать на его ошибки, но без сильного эмоционального акцента на них.

  1. Ваш пример — важен.

Ребенок обладает так называемой «функцией следования», он копирует поведение значимых взрослых, научаясь таким образом родительским моделям поведения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был активен в учебе, в познании — будьте активны, развивайтесь, живите насыщенно и интересно.

  1. Избегайте критики.

Родитель выполняет для ребенка функцию «зеркала», отражая его, давая информацию о том, каков он. Когда ребенок слышит, что он глуп, ленив, невнимателен и т.п., он дополняет этими качествами образ себя. И вместо того, чтобы получить ребенка внимательного вместо невнимательного, критикующий родитель получает ребенка, знающего, что он невнимателен. Ничего больше.

  1. Отмечайте успехи, хвалите

В этом пункте можно рассматривать похвалу, как один из вариантов позитивного подкрепления. Туда же относятся улыбка, ласковые слова, благодарность. В ребенке заложено желание нравиться своим взрослым. Когда вы подкрепляете действие ребенка своей искренней положительной реакцией, это действие имеет свойство усиливаться. В то время как неподкрепляемое действие склонно угасать. Обратите внимание, подкреплять желаемое действие у ребенка необходимо либо во время, либо сразу после его осуществления. Поощряйте, от всей души радуйтесь его успехам!

И самое главное — любите! Без относительно успеваемости, прилежания и послушания. Ведь по сути, наши дети не должны быть отличниками и медалистами, не должны вызывать своими успехами восторг и восхищение, не должны быть нашей лучшей инвестицией, или блестящим проектом. Они просто должны быть СЧАСТЛИВЫ!

С.М. Ракицкая,
воспитатель выс. квал. кат., магистр психолог. наук.

Вопрос о том, почему ребенок в 8 лет не слушается, волнует многих родителей. Ответ на этот вопрос прост: ваше дитя переживает очередной возрастной кризис. И сколько бы к этому моменту себя родители ни готовили, понять своих детей удается далеко не всем. Сталкиваясь с полным непониманием мамы и папы, ребенок начинает хамить и ругаться, возмущаться по любому поводу, не реагирует на замечания родителей и в итоге совсем перестает слушаться. Иногда бывает, что дети совершают свои «вредности» нарочно. Однако внимательные родители всегда почувствуют разницу в поведении своего ребенка и будут стараться наладить с ним отношения.

Кризис 8 лет

Если вашему ребенку идет восьмой год, это еще не значит, что кризис прекратится сразу после того, как вашему чаду исполнится 8 лет. На самом деле кризисом дошкольного или младшего школьного возраста принято считать период от 5 до 9 лет. Когда он начнется и закончится у вашего малыша, неизвестно, так как это зависит от многих факторов.

Школа — одна из причин, которая может спровоцировать кризис. Родители должны принимать во внимание, что в школе ребенку приходится следовать другим правилам, отличающимся от домашних, и заниматься по расписанию. При этом на уроках ребенок может вести себя без нареканий и замечаний со стороны учителя, но, придя домой, становиться совсем неуправляемым. Такое поведение не пройдет не замеченным для родителей.

Положительные симптомы

Изменения в поведении вы заметите сразу. Однако они могут быть не только отрицательными, но и положительными. С положительными моментами в поведении ребенка у родителей трудностей обычно не возникает: они всегда похвалят, помогут, поддержат, поощрят. Главное, замечать все плюсы и не оставлять их без внимания.

Решительность. Ваш ребенок может взять на себя ответственность за выполнение какой-либо домашней работы и будет выполнять ее без подсказки и своевременно. Насколько хватит у него стремления, покажет время. Однако не забывайте его похвалить.

Любопытство. Ваше чадо начнет проявлять интерес к тому, что раньше его не привлекало (например, биология или космос). Может появиться новое хобби. Это говорит о том, что малыш развивается, расширяя свой кругозор. Предложите свою помощь в поиске интересующей его информации. Ребенку будет приятно ваше участие. К тому же совместное занятие поможет вам быстрее понять друг друга.

Повторение за взрослыми. В этот период вы можете заметить, что ребенок копирует ваши действия, высказывания, привычки. Он старается быть взрослым, говорить о своих поступках и тревогах. Помогите ему, научите логично рассуждать, делать выводы, анализировать свое поведение.

Внешний вид. Особый интерес к внешнему виду появляется и у девочек, и у мальчиков. Дети всегда хотят казаться старше своего возраста. Не стоит пресекать это желание: разрешите ребенку немного поэкспериментировать. Он почувствует себя на равных с вами и прислушается к советам.

Замечайте и закрепляйте хорошие перемены в поведении ребенка. И тогда он станет вам больше доверять, меньше спорить и удивит вас своим послушанием.

Отрицательные симптомы

А вот что делать с проявлением отрицательных признаков? Когда ребенок перестает подаваться контролю, родители чаще всего пытаются призвать его к порядку, долго и нудно рассказывают о его ошибках, ругают и наказывают. Однако дите обычно даже не пытается вникнуть в то, что говорят взрослые. Поэтому важно знать, как вести себя в подобных случаях.

  Отрицательные симптомы:

Все, что просто для взрослого, ребенку непонятно. Он высказывает свое несогласие абсолютно на любое утверждение родителей.

Отрицание — отказ на каждое предложение, просьбу, поручение.

Недоступность — отсутствие реакции на обращение родителей.

Упертость. Ребенок настаивает на своем, продолжая спор, хотя вопрос, по мнению мамы и папы, уже давно исчерпан.

Неповиновение. Игнорирование обязанности, исполнение которых не вызывало раньше проблем.

Требовательность. Школьник настойчиво и бесконечно напоминает родителям о том, что они ему когда-то обещали.

Капризность — это проявление, присущее детям более раннего возраста, но иногда характерно и для школьников 7-8 лет.

Болезненная реакция на критику возникает нечасто. В такие моменты ребенок обижается, может заплакать или нахамить.

Что же делать?

Родителям надо помнить — неповиновение не означает, что ваше чадо хочет специально сделать вам что-то назло или причинить вред.

Правила для родителей:

  1. Не поддавайтесь на провокацию. Поведение ребенка часто вызывает волну негатива со стороны родителей. Но не стоит «распыляться» раньше времени. Постарайтесь разобраться в проблеме. Крик и осуждение приведут только к тому, что кризис затянется, а ребенок еще больше от вас отдалиться.

Если ребенок не реагирует на вашу просьбу и упорно отказывается выполнять поручение, отступите. Через некоторое время, скорее всего, он все сделает, однако это уже будет выглядеть как самостоятельное решение: сделал сам, а не по указанию мамы.

Помогите своему ребенку столкнуться с результатом своего непослушания. Не пришел вовремя за стол — пусть ест тогда, когда захочет. Только разогреть еду, а после и убрать со стола ему придется без родительской помощи.

  1. Одно из важных правил для родителей заключается в том, что разговаривать с ребенком надо как со взрослым. Объяснить, что он стал старше, и напоминать об ответственности за свои поступки.

Если ребенок взял на себя дело по дому, не стоит превращать это в обязанность. Самостоятельно выбранное занятие ребенок начнет воспринимать как приказ и непременно захочет его нарушить.

  1. Установить определенные правила в доме, которые родители также должны соблюдать. Только тогда ваше чадо поймет, что правила — не принуждение.
  2. Помогите ребенку разобраться в его проблемах. Разберите его проблему вместе. Так он научится анализировать и разовьет способность к самокритике. Иногда ребенок не слушается только потому, что не может самостоятельно высказать свое мнение.
  3. Четко объясните, что можно и нельзя.

Будьте последовательными, поощряя и наказывая ребенка. Дети должны понимать, что от них хотят, и неукоснительно выполнять правила. Вы должны четко объяснить рамки дозволенного:

-разрешенные действия (например, сын сам решает, на что потратить карманные деньги);

-разрешенные действия с условием (можно поиграть на компьютере, но после того, как будет сделано домашнее задание);

-неразрешенные действия с исключением (во время путешествия спать можно лечь позже, чем обычно);

-полный запрет (нельзя ругаться матом).

Для ребенка важно, что родители видят, как он растет и старается совершать взрослые поступки. Не менее важным является осознание детьми того, что, кроме прав, есть и обязанности, а, кроме внешних признаков взросления, существует ответственность за совершенные действия.

  1. Станьте для своих детей другом, к которому они смогут обратиться с просьбой, придут за советом и будут доверять.
  2. Не требуйте от детей правильных действий, сначала помогите им стать опытнее.

Если бы ребенок был настолько опытен, как взрослый, он не был бы ребенком. Именно из-за нехватки жизненного опыта происходят все разногласия между детьми и родителями. Об этом надо помнить постоянно, независимо от причины непослушания и возраста ребенка.

Светлана Михайловна Ракицкая,
воспитатель высшей
квалификационной категории,
магистр психологических наук.

«Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо. Не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь о линии собственного поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
  5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  9. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. Скажите ребенку, что вы любите его любого.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемленным.
6. Отделяйте личность от поступка. Ребенок всегда замечательный, любимый, а поступок — плохой, хороший.
7. Никогда не сравнивайте ребенка с другими. Примите таким, какой есть. Каждый ребенок – уникален.
8. Дайте ребенку право на ошибку, поддержите и направьте: каждый может ошибиться! Попробуй еще!
9. Скажите ребенку позитивную установку: «Какое счастье, что ты у меня есть!»
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Успехи в учебе зависят от многих важных моментов жизни ученика: полноценный сон, рациональное здоровое питание, позитивное отношение к окружающим людям, стремление к успеху, наличие жизненно важных целей.

Если ребенок категорически не хочет делать уроки сейчас, то обсудите точное время, когда он будет готов приступить к выполнению домашнего задания, четко следите за выполнением договоренности.

С чего же начать? Убрать всё лишнее со стола! Если человек входит в работу легко, но быстро устаёт — начинать лучше с самых трудных заданий, если врабатывание растягивается, долго раскачивается — начинать лучше со средних заданий, потом уже переходить к сложным. А если совсем никак — надо начать с самых простых, чтобы почувствовать успех от быстро и легко выполненного.

  • Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  • У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.
  • Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
  • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  • Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
  • Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
  • Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
  • Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
  • Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  • Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  • Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание!Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
  • Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости. Уточняйте, что именно вызвало затруднения в обучении, не спешите делать заданияза ребенка!
  • Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
  • Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
  • Помните, что на выполнение домашних заданий не стоит тратить всю жизнь, есть ещё много всего интересного и увлекательного. Дайте ребенку выбрать занятие по душе: потанцевать, поваляться по полу, поупражняться с гантелями. Любящие родители могут поиграть с ребенком в игру «разожми кулачок», нарисовать в воздухе, следя глазами, (причем и одной и другой рукой) знак бесконечности, а ребенку назовите это «ленивой восьмеркой», а можно и цветы полить, и с собакой поиграть.

Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Обратите внимание, домашнее задание задают вашему ребёнку! Помощь необходима только в том случае, если у ребенка есть некоторые сложности в развитии познавательных навыков. В этом случае неплохо ещё и посоветоваться со специалистом, чтобы не навредить.

 Ракицкая С.М., магистр психологических наук

Основной целью обучение школьников является самоорганизация своей деятельности,мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

 Мы, взрослые, должны вырастить личность, которая будет верно ориентироваться в мире ценностей, а не человека «с хорошими отметками». Детидолжны перестать бояться отметок и зависеть от них в течение всей своей школьной жизни. Важно ребенку помочь ребенку сформировать высокую самооценку, уверенность в себе, остальное он сделает сам.

Советы родителям правильного отношения к оценкам:

  • Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. А выясните причину неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные. Ведь ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, то существует опасность, что ребенок начнет врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  • Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  • Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  • Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки. А вот научитьдоговариваться, исправлять плохую оценку-это бесценный опыт.
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. Детально разберитесь с ответом на вопрос: что вы сделали не так?
  • Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Родителям необходимо помнить, что в учении важно не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Ракицкая С.М., магистр психологических наук

«Гипер…» (от греч. hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный»

К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д.

Работа с гиперактивным ребенком и его адаптацией в коллективе должна вестись комплексно: необходима помощь воспитателя, учителя, психолога, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Родителям необходимо:

  1. Понять — ребенок не виноват, что он такой и наказания, замечания, окрики и нотации не приведут к улучшению его поведения, а в большинстве случаев и ухудшат.
  2. Общаться с ребенком мягко, спокойно – без криков, приказов и эмоциональных всплесков – дети чувствительны к любому настроению.
  3. Ребенку для уверенности в себе необходима похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость – но не слишком эмоционально.
  4. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Иначе ребенок «выключится». Задания следует давать по порядку: убери игрушки, почисти зубы. Они должны быть выполнимы и физически, и по времени.
  5. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок. Иногда могут быть исключения.
  6. Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой форме. При этом ребенок должен знать, какие санкции будут за нарушение.

 В повседневном общении следует избегать резких запретов, начинающихся словами «нет», «нельзя», т. к. в силу импульсивности ребенок может отреагировать непослушанием, или вербальной агрессией. Лучше дать ему возможность выбора.

  1. Если ребенку трудно переключиться на новую деятельность сразу, лучше предупредить егоза несколько минут до ее начала.
  2. Следует соблюдать режим дня.
  3. Предупредить учителя, что ребенок может иногда «выпадать» из урока. Чтобы этого не случалось, ему достаточно привлечь внимание ученика, повторив предложение.

11. Как можно больше времени уделять ребенку, помогая при подготовке домашнего задания. Если позволяют возможности, просмотреть вместе с ним еще не изученную программу, чтобы ему было проще усваивать новый материал в школе.

Следует отметить, что при постоянной работе родителей и психологов острота проблем поведения и обучения постепенно сглаживается.

Ракицкая С.М., магистр психологических наук

  • Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”. Очень важно с ребенком научиться договариваться!
  • Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  • Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  • Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
  • Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов — первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
  • Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
  • Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  • Имейте ввиду, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
  • В случае конфликта, обязательно восстановите доброжелательные отношения, не переносите негатив на другой день. Будьте мудрыми, внимательными, бережными родителями!

Ракицкая С.М., магистр психологических наук

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства — любовь и ненависть, — как сразу возникнет конфликт.

  • Помните, что наказ — это наставление, не оскорбление и боль!
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
  • Задача дисциплинарной техники — изменить желания ребенка, а не только его поведение.
  • Воспитание ребенка следует понимать как питание, которое выражается в любви, поддержке, понимании
  • Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
  • Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

 Подход к наказанию:

  • Будьте терпеливы-это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком.
  • Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
  • Не стоит читать длинных нотаций.
  • Не нужно впоследствии напоминать о проступке.
  • Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком.
  • Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».
  • Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Важно: разговор о проступке следует вести только наедине.
  • Ребенку важно пояснить, что в его поступке неправильно, выслушать его позицию и умозаключения, добиться от него понимания. Ребенок должен знать , что можно, а что нельзя, где можно и нельзя.
  • Ребенок должен четко усвоить, что за любой проступок следует ответственность. Необходимо пояснить, что любой поступок можно исправить, при необходимости- дать варианты.
  • Очень важны в процессе воспитания правила. Они помогают структурировать деятельность ребенка. Например: сначала уроки, а потом игра.
  • Обратите внимание на поощрения.

Ракицкая С.М., магистр психологических наук 

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родители чаще всего становится неловко и стыдно за то, что их ребенок украл деньги или присвоил чужую вещь. Они испытывают от этого некоторый «шок», или приходят в ужас. В панике начинают считать, что их ребенок – настоящий вор, преступник. И обычно применяют крутые меры: наказывают, стыдят, подвергают «домашнему аресту». Но осуждение и наказание часто только ухудшают ситуацию, так как работают на уже случившееся, а не на устранение причин, приведших к воровству.

Можно выделить несколько основных причин детского воровства:

— Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести. Например, если родители на просьбы детей постоянно говорят «нет», «нет денег», «тебе это вредно» (пить газированную воду, есть чипсы), ребенок может украсть желаемое у своего одноклассника, родственника, соседа.

— Серьезная психологическая и эмоциональная неудовлетворенность ребенка.

Здесь кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни, эмоциональную холодность родителей по отношению к нему или между родственниками.

Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, не чувствует поддержки и эмоционального принятия со стороны близких, либо он в детстве пережил развод родителей и видит отчужденность, даже враждебность между ними и в настоящее время.

— У ребенка недостаточно развиты нравственные представления и воля. Воровство для него является способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо. Различными угощениями, красивыми вещами – он «покупает» любовь и дружбу.

— Пример друзей – так называемая кража «за компанию».

— Ребенок может красть у братьев и сестер из ревности, если ему кажется, что родители выделяют кого-то из них незаслуженно.

— В редких случаях воровство может быть совершено из чувства мести (ребенка когда-то обидели и таким образом он переводит ответственность за исчезнувшую вещь на своего обидчика).

Родителям необходимо понять, что:

  1. Дети часто воруют, потому что это единственный их способ получить страстно желаемое. Не следует осуждать личность ребенка, лучше разобраться с самим негативным поступком. Ребенок должен понять, что не стал плохим, если вдруг совершил ошибку, попав в трудную ситуацию.
  1. Если потребности ребенка кажутся вам слишком большими, не следует постоянно ему отказывать. Лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу или найти альтернативный вариант удовлетворения данной потребностей. Ребенку лучше ждать, чем знать, что желаемое никогда не исполнится.
  2. Если ребенок не «пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения, не спешить его обвинять. Следует помнить о презумпции невиновности.
  3. Следует в спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с ребенком найти решение проблемы.
  4. Ребенку необходимо иметь деньги на карманные расходы для удовлетворения своих потребностей. Это должна быть фиксированная сумма, которую младшим школьникам можно выдавать 1 или 2 раза в месяц, а старшим – один раз в месяц. Сумма может быть небольшой, но с увеличением возраста она также должна увеличиваться.
  5. Ребенку необходима эмоциональная поддержка и любовь родителей, а также совместное времяпрепровождение. Он должен знать, что может рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

Детям важно ощущать, что они могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей. Что их материальные затруднения важны для родителей, и они могут рассчитывать на помощь, не прибегая к воровству.

Ракицкая С.М., магистр психологических наук 

В любом коллективе, детском или подростковом, есть популярные дети, а есть непопулярные- те, кого постоянно дразнят и травят. Этих детей просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или не любят активно.

Кто же становится изгоем?

Порой видимой причины и нет, запустить процесс может все, что угодно. Но прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети:

— чрезмерно опекаемые всемье;

— те, кто не может за себя постоять;

 — с внешними недостатками;

— слишком агрессивные;

— слишком неопрятные, или, наоборот;

— те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или любимчики учителей;

— болтуны или те, кто не умеют общаться;

— ябеды.

 Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всем классом, высмеивать и сравнивать их. Важно воздерживаться от публичных объявлений и выяснений даже с теми, кто совершил серьезные проступки (ложь, воровство), можно делать это косвенно, обсуждая поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни, из литературы.

— обучить навыкам релаксации и снятия мышечных зажимов;

— поработать со страхами, принятием себя и отношением к одноклассникам;

— научить его защищать себя, быть более активным, уверенным в себе.

Но важно учитывать, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры.

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

  1. Проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, понаблюдать за ним: сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как он ведет себя в классе после уроков или на перемене, на праздниках. Проявляет ли инициативу в общении, с кем общается, кто общается с ним и т.д.;
  2. Быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом;
  3. Оказать поддержку ребенку. Причем не только защищать и поддерживать его, но и научить быть более активным и защищать себя;
  4. Больше хвалить и поощрять его поступки, даже самые мелкие достижения, тем самым повышая его самооценку и создавая ощущение успеха;
  5. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть, считать его привлекательным.
  6. Постараться обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашать их в гости, устраивать праздники, поощрять общение ребенка с ними. Один мальчик на мой вопрос: — С кем ты дружишь в классе или во дворе? Ответил: — Из детей ни с кем. Я дружу с дедушкой.
  7. Всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
  8. На первоначальном этапе в отношения между детьми не вмешиваться. Лучше объяснить ребенку, как нужно вести себя со сверстниками, что ответить обидчику, как отреагировать. Иногда ребенку полезно самому пережить все стадии конфликта. Это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.

Но: приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. Если ситуация зашла слишком далеко и ребенок подвергается серьезному физическому и моральному насилию в школе, следует немедленно реагировать, используя все доступные методы: от разбирательств с руководством школы до заявлений в милицию.

В таком случае ребенка следует оградить от общения с обидчиками – вплоть до того, чтобы не отправлять его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит — они могут избрать себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, возможно для этого его придется перевести в другой класс или школу. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

  1. Знать, что самым эффективным был и остается единственный способ – уметь дать отпор и постоять за себя, защитить как словесно, так и при помощи силы.

Поэтому лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка в этой ситуации – научить его быть сильным во всех смыслах. Такой полезный навык пригодится ему не только в школе, но и в жизни

Ракицкая С.М., магистр психологических наук

Фотогалерея

Творческая мастерская «Хорошее настроение» . Воспитатель: Ракицкая С.М.

Литературная страничка «С чего начинается Родина?» Воспитатель: Ракицкая С.М.

Занимательная викторина «По страницам любимых сказок». Воспитатель: Ковалева А.А.

Творческая мастерская «Сказочный герой». Воспитатель: Ракицкая С.М.

Концертная программа «Мы — едины!». Воспитатели: Кукса Л.Е., Лепская М.Н.

Умелые ручки «Открытка для любимых и дорогих» Воспитатель: Кукса Л.Е.

Чудо-ручки «Открытка для бабушки и дедушки». Воспитатель: Ковалева А.А.

Мастерская патриотов «Символ мира «. Воспитатели: Овсянкова А.В.

Творческая мастерская «Забавные гномики». Воспитатель: Лепская М.Н.

Творческая мастерская «Шедевры из пластилина». Воспитатель: Ракицкая С.М.

Викторина «Единая Беларусь». Воспитатель: Лепская М.Н.

Беседа «Моя семья — моё богатство!» Воспитатель: Ковалева А.А.

Пластилинография «Дары осени». Воспитатель: Ракицкая С.М.

Встреча патриотов «В единстве белорусского народа — основа независимой страны!» Воспитатель: Ковалева А.А.

Школа мастеров «Букет для любимой мамочки». Воспитатель: Овсянкова А.В.

Клубный час «Теплота наших сердец». Воспитатель: Ракицкая С.М.

Творческая мастерская «Открытка для мамочки». Воспитатели: Ковалева А.А., Лепская М.Н.

Музей памяти «Победы священные страницы» Воспитатель: Ракицкая С.М.

Мастерская патриотов «Поздравительная открытка». Воспитатель: Овсянкова А.В.

Творческая мастерская «Совушка». Воспитатель: Ракицкая С.М.

Мастерская друзей «Птичка — невеличка». Воспитатель: Марцинкевич И.В.

Концертная программа «Родительский дом — начало начал» Воспитатели: Кукса Л.Е., Лепская М.Н., Крахмалова Е.В.

Минутка безопасности «Зима стучится к нам в окошко». Воспитатель: Ракицкая С.М.

Творческая мастерская «Зимняя шапочка» Воспитатель: Ракицкая С.М.

Мастерская патриотов «Аист — символ Беларуси». Воспитатель: Марцинкевич И.В.

Мастерская Мороза Ивановича «Новогодние игрушки». Воспитатели: Лепская М.Н., Моисеенко И.Н., Марцинкевич И.В.

Минутка безопасности «Тюбинг – это опасно!» Воспитатель: Ракицкая С.М.

Творческая мастерская «Зимние фантазии». Воспитатель: Лепская М.Н.

Мастерская дедушки Мороза. Пластилинография «Лесная красавица». Воспитатель: Ракицкая С.М.

Клуб мастеров «Царство Снежной Королевы». Воспитатель: Марцинкевич И.Н.

Викторина «Знатоки Беларуси» Воспитатели: Ракицкая С.М., Овсянкова А.В., Ковалева А.А.

Умелые ручки «Рождественская сказка». Воспитатель: Лепская М.Н.

Творческая мастерская «Рождественский венок». Воспитатель: Овсянкова А.В.

Мастерская Снегурочки «Зимние картины». Воспитатель: Марцинкевич И.В.

Викторина «Знатоки Беларуси» Воспитатель: Ракицкая С.М.

Мастерская Мороза Ивановича «Волшебный сапожок», «Весёлые гномики». Воспитатель: Ракицкая С.М.

Творческая мастерская «Новогодние фантазии» Воспитатель: Овсянкова А.В.

В рамках работы «Школы юного патриота» для учащихся ГПД 2 классов. была организована встреча с заведующей детским отделом Гомельской областной библиотеки «Буратино» Никитиной Н.В. Наталья Васильевна провела увлекательный круиз по г. Гомелю: рассказала историю сказочных скульптур, которые украшают наш город, вспомнила книги, в которых встречаются эти персонажи, поиграла с ребятами в интересную игру. Встреча получилась яркая и познавательная.

© 2024 - ГУО "Средняя школа №15 г. Гомеля"