A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
РУС БЕЛ EN

Отдел образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г. Гомеля

Государственное учреждение образования «Средняя школа №15 г.Гомеля»

Меню

Родительский университет

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I. Организационное:

  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

— правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

— психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

— гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

— на оценке родителями собственного жизненного опыта;
— на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
— на стабильном общении детей и их родителей;
— на формировании атмосферы поиска новых знаний;
— на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
— на развитии творческих способностей членов семьи;
— на умении видеть результаты развития детей;
— на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
— повышение интереса родителей к самообразованию;
— удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
— повышение уровня педагогической культуры родителей;
— активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
ГУО «Средняя школа №15 г. Гомеля»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

2. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

—  организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

—  правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

—   психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

—    гражданское: о путях развития образования, школы.

— консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

—  научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

—   расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

—  организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

—    построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

—    трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» — для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» — для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» — для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).

3.  Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Средняя школа №15 г.Гомеля»;

создается на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.

3.2. Координатор родительского университета:

—  несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

—  координирует деятельность родительского университета;

— осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогам-психологом;

— подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

—   ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

—  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

4. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

5. Документация

— приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

—   Положение о родительском университете;

—   план работы на учебный год;

— методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

Программа
Родительского университета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросовСроки проведенияФорма проведенияОтветственные
11-е классы
1.1Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школесентябрьлекция/ практикум/ вебинарклассный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
1.2Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассниканоябрьбеседа/ практикум/ мастер-классклассный руководитель, медицинский работник
1.3Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудитьсяянварькруглый стол/ дискуссия/ форумклассный руководитель
1.4Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенкаапрельсеминар-практикум/психологический тренингпедагог-психолог
22-е классы
2.1Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенкаоктябрьбеседа/ семинар-практикум/ вебинарклассный руководитель
2.2Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровьядекабрькруглый стол/ семинар-практикум/ вебинарклассный руководитель, медицинский работник
2.3Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
февральлекция/ семинар-практикум/психологический тренингпедагог-психолог, педагог социальный
2.4Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
майкруглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-классклассный руководитель
33-е классы
3.1Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
сентябрьбеседа/ семинар-практикум/ вебинарклассный руководитель
3.2Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
декабрьлекция/ семинар-практикум/ мастер-класспедагог-психолог
3.3Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
январьбеседа/ дискуссия/ практикумпедагог социальный, медицинский работник
3.4Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
апрельсеминар-практикум/психологический тренингпедагог-психолог, педагог социальный
44-е классы
4.1Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников
сентябрьлекция/ вебинарпедагог-психолог, медицинский работник
4.2Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
декабрькруглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикумклассный руководитель, педагог социальный
4.3Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
февральконферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикумпедагог-психолог, классный руководитель
4.4Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном миремайкруглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинарклассный руководитель

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

КлассТемы консультаций для родителейОтветственные
1Психологические особенности младших школьников
Развитие памяти и внимания младших школьников
Мотивы учения младших школьников
Отношения в семье как основа взаимопонимания
Поощрение и наказание детей в семье
Леворукий ребенок в школе
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный
2Воспитание вежливости
Профилактика жестокого обращения с детьми
Как на самом деле любить своих детей?
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
Роль отца в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
Семейные традиции ценности в воспитании детей
Учение с увлечением
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный
3Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
Как выявить и развить способности детей?
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей
Как помочь ребенку стать внимательнее?
Как привить ребенку любовь к чтению?
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный
4Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка
Интеллектуальное развитие ребенка
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей
Организация свободного времени детей в период летних каникул
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросовСроки проведенияФорма проведенияОтветственные
15-е классы
1.1Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
сентябрьсеминар-практикум/ вебинарклассный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
1.2Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
ноябрькруглый стол/ беседа/ семинар-практикумклассный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный
1.3Тема 3. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
февральлекция/ беседа/ вебинарпедагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник
1.4Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
майкруглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинарклассный руководитель, педагог социальный
26-е классы
2.1Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.
Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
сентябрьлекция/ беседа/ вебинарпедагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель
2.2Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
декабрьсеминар-практикум/ вебинар/ психологический тренингпедагог-психолог, классный руководитель
2.3Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
марткруглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класспедагог-психолог, классный руководитель
2.4Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
майконферен-ция/ семинар-практикум/ вебинарпедагог социальный, медицинский работник
37-е классы
3.1Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбесентябрьлекция/ беседа/ вебинарпедагог-психолог, медицинский работник
3.2Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»ноябрькруглый стол/ беседа/ вебинарпедагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних
3.3Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
февральконференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренингпедагог социальный, педагог-психолог
3.4Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успехапрельбеседа/ семинар-практикум/психологический тренингклассный руководитель, педагог-психолог
48-е классы
4.1Тема 1. Жизненные цели подростков.Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целейоктябрьлекция/ беседа/ вебинарпедагог-психолог, педагог социальный
4.2Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
декабрьконферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренингпедагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних
4.3Тема 3. Осторожно: суицид.
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
мартбеседа/ семинар-практикум/ вебинарпедагог-психолог, педагог социальный
4.4Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.
Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
майкруглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренингпедагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
59-е классы
5.1Тема 1. Портрет современного подростка.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
сентябрьлекция/ конферен-ция/ вебинарпедагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник
5.2Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
ноябрьбеседа/ семинар-практикум/ вебинарпедагог-психолог, педагог социальный
5.3Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
февральлекция/ беседа/ семинар-практикумпедагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный
5.4Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростковапрельконферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинарпедагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

КлассТемы консультаций для родителейОтветственные
5Мой ребенок становится подростком
Психологические особенности младших подростков
Ребенок в коллективе сверстников
Межличностное общение подростков
Отношения в семье
Компьютерные игры: польза или вред?
Вопросы дисциплины
Ответственность родителей за воспитание детей
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних
6Роль отца и матери в воспитании ребенка
Как научить учиться с удовольствием?
Школьные конфликты
Трудности переходного возраста
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?
Трудовое воспитание в семье
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних
7Ваш любимый неидеальный ребенок
Подростковый возраст: проблемы полового созревания
Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте
Как помочь ребенку стать взрослым?
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение
Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье
Предотвращение отчужденности между родителями и детьми
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник
8Как научиться понимать и принимать подростка?
О родительском авторитете
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?
Подросток в социальных сетях: что делать?
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?
Домашняя работа: удовольствие или наказание?
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания
Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник
9Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения
Как помочь подростку в выборе профессии?
Как научить детей распоряжаться деньгами?
Свободное время и его значение в формировании личности подростка
Интернет-зависимость: пути преодоления
Организация свободного времени детей в период летних каникул
Ответственное родительство – залог благополучия семьи
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросовСроки проведенияФорма проведенияОтветственные
110-е классы
1.1Тема 1. Здоровье — это жизнь.
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.
Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.
Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня
сентябрьлекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинарпедагог социальный, медицинский работник
1.2Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку
ноябрькруглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класспедагог-психолог, медицинский работник
1.3Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровьяфевральбеседа/ круглый стол/ вебинарпедагог-психолог, педагог социальный
1.4Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
апрелькруглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинарклассный руководитель, педагог-психолог
211-е классы
2.1Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.
Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
октябрьсеминар-практикум/ форум/ вебинарпедагог-психолог, классный руководитель
2.2Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей
декабрьконференция/ беседа/ практикумпедагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних
2.3Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни
марткруглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинарпедагог социальный, классный руководитель
2.4Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный периодмайсеминар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренингклассный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

КлассТемы консультаций для родителейОтветственные
10Психофизиологические особенности десятиклассников
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания
Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников
Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников
Кем быть и каким быть?
Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника
Режим учебного и физического труда, личная гигиена
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник
11Трудности личностного роста и их влияние на обучение
Научная организация учебного труда старшеклассников
Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников
Закон и ответственность несовершеннолетних
Формирование здорового образа жизни
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе
Самореализация личности
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник

ПАМЯТКИ

Все мы жаждем чувствовать себя в безопасности, жаждем доверия и любви. И простые объятия дают нам все это!

Нет ничего приятнее, чем тепло и чувство безопасности, возникающие в тот момент, когда тебя обнимает близкий человек. Искренние объятия способны полностью изменить настроение.

Вы чувствуете, что вас любят, заботятся и что вы в безопасности. Что интересно, в объятиях давать и принимать – это одно и то же. А наука говорит, что они еще и могут сделать умнее. Ученые доказали, что у детей, которых больше обнимают, мозг развит лучше.

Мы с самого раннего возраста начинаем исследовать мир, делая это с помощью прикосновений к разным вещам. Из всех пяти чувств человека осязание развивается первым, чтобы новорожденный мог ориентироваться в новом мире.

Когда вы держите ребенка на руках на протяжении первого часа после его рождения, независимо от того, приложили его к груди или нет, это помогает нормализовать температуру тела новорожденного, его сердцебиение и дыхание. На многих детей это действует успокаивающе. Параллельно в организме женщины вырабатываются «гормоны облегчения». Это время сближения матери и малыша (или отца и ребенка, если новорожденного держит отец).

Преимущества массажа
Массаж тоже способствует сближению. В статье журнала Stanford’s Medicine перечислено множество преимуществ детского массажа. Так, по словам массажиста Детской больницы в Стэнфорде Морин МакКеффри, к числу этих преимуществ относятся:

  • Нормализация сна,
  • Осознание ребенка, что его любят, оберегают и принимают,
  • Улучшение пищеварения и урегулирование стула,
  • Отсутствие капризного поведения, чем ребенок показывает, что ему комфортно,
  • Мама и ребенок выглядят более расслабленными,
  • Улучшение неврологических функций мозга.


На базе Вашингтонского университета провели одно интересное исследование. Исследователи хотели определить, в какой области мозга ребенок регистрирует «осязаемое» прикосновение и прикосновение «наблюдаемое».

Результаты исследования доказали, что дети могут различать реальное физическое прикосновение и видимость того, когда рука касается другого человека. Ученые обнаружили, что к семи месяцам ребенок уже не только понимает концепцию «себя», но и то, что его тело существует отдельно от матери.

Сила прикосновения с точки зрения ребенка

Именно это понимание и закладывает основу для имитации чужого поведения и развития сострадания. С помощью проведения специальной визуализации исследователи отметили, что прикосновения регистрируются в соматосенсорной коре головного мозга. В зависимости от того, было это реальное прикосновение и какая часть тела при этом участвовала или же имела место видимость касания, место регистрации и сила сигнала в соматосенсорной коре менялись.

Еще более удивительным оказалось открытие того факта, что ребенок, который еще не умеет разговаривать и не знает названий отдельных частей тела, уже понимает, что движение его рук и ног похоже на движения других людей. Имитируя чужое поведение, ребенок тоже начинает двигаться. Именно этот процесс делает возможной способность к эмпатии.

В другом исследовании ученые изучили вред, который наносит детям отсутствие прикосновений. Ученые пришли к выводу, что после десяти недель ежедневного 10-минутного физического контакта дети меньше «срыгивали». А малыши, подвергавшиеся на протяжении десяти недель ежедневной 20-минутной тактильной стимуляции, показали более высокие показатели развития.

В случае с недоношенными детьми поглаживание их ручек и ножек привели к набору веса, повышению внимательности, лучшей подготовленности к повторению стимуляции и повышению ощущения собственного тела. Спустя год у этих детей были отмечены высокие показатели веса, роста, развитая моторика и отсутствие симптомов неврологических дисфункций.

Объятия и окситоцин
Окситоцин – это гормон и нейротрансмиттер, который вырабатывается гипоталамусом и попадает в кровь из гипофиза. Его уровень резко увеличивается в период кормления грудью, в момент оргазма и при объятиях.

Дети, как и взрослые — очень разные и проявляются по-разному. Часто малыши боятся играть или контактировать с другими детьми или незнакомыми взрослыми. После трех лет мозг ребенка уже созревает для создания социальных связей и ему становится интересно взаимодействовать с миром, другими людьми. Поэтому, если очень осторожное поведение сохраняется, надо обратить внимание на те установки, которые транслирует базовый взрослый.

Из лучших побуждений и соображений безопасности мы говорим: «Будь рядом, держи меня за руку, не потеряйся, не разговаривай!». Ребенок считывает эту информацию с точки зрения того, что мир очень опасный и сам он в этом мире выжить не сможет. Отсюда и рождается страх.

Стоит научить его взаимодействовать с миром — показать, как мы знакомимся, как поддерживаем беседу с новым человеком. Конечно, это не значит, что нужно заводить дружбу абсолютно со всеми встречными на улице или во дворе — здесь же можно и аккуратно выстроить ограничения для его безопасности.

Если это не помогает, то необходимо изменять установки, которые транслирует базовый взрослый — учить тому, что мир разный, а не опасный. В более сложной ситуации стоит обратиться к специалисту, который посоветует прицельные упражнения для проработки этой проблемы.

Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять —
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте

И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять

Во-первых мне бы хотелось рассказать об основных симптомах, которые должны насторожить родителя при адаптации:

✅ ребенок становится замкнутым;

✅ снижается успеваемость;

✅ снижается аппетит;

✅ ухудшается качество сна;

✅ на вопросы о школе отвечает односложно, отмалчивается.

Тут есть важный аспект, часто когда мы спрашиваем у ребенка: «Как дела в школе?» ответ может быть односложным,  нормально и все. Поэтому задавайте вопросы более конкретно: «Что делал на перемене?» и тут становится более понятно стоял сам или играл и общался с детьми.

Если мы говорим о адаптации при переходе в другую школу, важно учитывать 2 фактора:

✅ учебная адаптация — касается уровня учебных знаний и умений

✅ социальная — включение в коллектив

Как родители могут помочь:

❗️что касается учебной адаптации стоит узнать какие требования в новой школе, наладить общение с учителем;

❗️снизить общую нагрузку на время адаптации, сократить количество кружков и секций, избегать стрессов и ярких впечатлений;

❗️важно соблюдать и режим дня, сон до 21:00, активные прогулки на воздухе

❗️наладить контакт с одноклассниками помогут совместные мероприятия, походы в гости, совместное внеклассное времяпрепровождение;

❗️родителям важно делится своим опытом с ребёнком, говорить о новых переживаниях

⚠️ Также, хочу напомнить, что адаптацию проходят и родители!

Но ребёнку лучше не показывать своё волнение, а напротив показать уверенность и спокойствие!

И не потому, что вам все равно, а потому, что Вы уверены в успехе.

1. Не будь самим собой

(Ты такой же как твой отец… А вот я в твоём возрасте)

❗️Итог: я докажу, что я лучшая или буду такой, какой хотят видеть.

2. Не будь ребёнком

(когда есть младший в семье)

❗️Итог: не могу расслабится, необходимо все контролировать.

3️. Не расти

(получают такое приказание младшие дети в семье)

❗️Итог: одни проблемы, ничего не умею и не понимаю.

10 принципов осознанного родительства:

  1. Осознанные родители удовлетворяют потребность детей в физическом контакте (берут на руки, прижимают к себе и т.п.). Они не боятся «испортить» детей.
  2. Осознанные родители принимают весь диапазон эмоций и выслушивают выражение чувств детей, не оценивая его. Они понимают, что не могут устранить печаль, гнев и разочарование, и не пытаются остановить детей, высвобождающих болезненные чувства через слезы или буйство.
  3. Осознанные родители предлагают детям стимулы, соответствующие их возрасту, и доверяют способности детей выбирать подходящий для них темп и способы обучения. Они не пытаются ускорить переход детей на новую стадию развития.
  4. Осознанные родители поощряют овладение новыми навыками, но не оценивают достижения детей, избегая как критики, так и оценочной похвалы.
  5. Осознанные родители ежедневно выделяют время, когда их внимание полностью принадлежит детям. В течение этого особого периода времени они наблюдают, слушают, отвечают и участвуют в играх детей (если те их приглашают), но не направляют активность детей.
  6. Осознанные родители оберегают детей от опасностей, но не пытаются уберечь их от всех ошибок, трудностей и конфликтов.
  7. Осознанные родители поощряют детей к тому, чтобы они справлялись со своими сложностями самостоятельно, и оказывают помощь только по мере необходимости. Они не делают за детей то, что те могут сделать сами.
  8. Осознанные родители устанавливают разумные ограничения, мягко направляя детей к приемлемому поведению, а при разрешении конфликтов учитывают интересы всех участников. Они не управляют поведением детей, прибегая к каким-либо видам подкупа, наград, угроз и наказаний.
  9. Осознанные родители проявляют заботу о себе и честно признают свои собственные потребности и чувства. Они не приносят себя в жертву до такой степени, чтобы чувствовать себя обделенными.
  10. Осознанные родители стремятся увидеть, каким образом события их собственного детства негативно влияют на их способность быть хорошими родителями, и сознательно прилагают усилия к тому, чтобы не перекладывать собственную боль на детей.
  1. Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.
  2. Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
  3. Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.
  4. Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
  5. Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с.
  6. Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
  7. Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с.
  8. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/…/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.
  9. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
  10. Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
  11. Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с.
  12. Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
  13. Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с.
  14. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
  15. Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
  16. Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.
  17. Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.
  18. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
  19. Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
  20. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
  21. Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
  22. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
  23. Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.
  24. Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.
  25. Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
  26. Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
  27. Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск: БГПУ, 2019. – 160 с.
  28. Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.
  29. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.
  30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
  31. Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.
  32. Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.
  33. Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.
  34. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.
  35. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с.
  36. Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
  37. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.
  38. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.

​Ваш ребёнок уже освоил прелести неправды?
Что бывает чаще всего?
1. Фантазирует про других: кто-то что-то сделал, чего на самом деле не было
2. Про себя: заслужил что-то, похвалили, что-то произошло.
3. Обманывает, чтобы избежать наказания (я не разбивал вазы)
4. Обманывает, чтобы не делать (я уже съел суп).
5. Жульничает и обманывает ради собственной выгоды.

Главное и основное правило родителей – ребёнок не враг, а друг.

Он не хочет насолить

Он не делает назло.

Он не ужасный врун и обманщик в семье – он как все.
Все действия ребенка – это потребность чему-то научиться или желание что-то сказать.

Чему же учит ложь? Памяти, вниманию, логике, воображению.. Это «природный» тренажер, через который в обязательном порядке проходит каждый ребёнок.

Для нас важнее, что же ребёнок хочет сказать.
И тут закон: чем больше врёт, тем больше хочет сказать.

«Твои требования для меня невыполнимы».
Мы требуем от ребенка того, что он не может сейчас сделать.
Ребёнок соврал, что съел суп, не потому что хотел соврать, а потому что действительно не хотел суп.
И нужно разбираться с супом: временем обеда, поведенческими привычками, возможностью выбирать и пр. – а не с враньём.

«Я боюсь тебя»
Ребёнок врёт, потому что боится. Договоритесь, что за правду не будет наказания: честно, даже недовольства. А будет совместный разбор проблемы и придумывание вариантов, как можно было поступить по-другому.

«Ты любишь меня только тогда, когда я хороший».
Такое послание держит в голове ребёнок, когда врёт. А вы вспоминайте, не было ли от вас фраз «я не люблю тебя, когда ты делаешь …», «я не дружу с мальчиком/девочкой, который …», «если ты будешь так себя вести, я тебя отдам тёте». Это очень опасные фразы, особенно в 4-6 лет их лучше забыть.

«Ты заставляешь меня это делать»
Не нужно «проверять».
Оставить на столе конфету, выйти из комнаты и, вернувшись, обнаружить её отсутствие и спросить: «Ты ел конфету?» – это провокация.

Не нужно спрашивать ребенка, если вы знаете, что ответом будет ложь.
Говорите утвердительно «ты съел конфету», и решайте эту проблему вместе.

А ещё про ложь и правду. Нужно иногда разговаривать в обычной жизни, не только во время происшествий. Что любовь и доверие не предполагают обман, что обманутой стороной быть очень неприятно. Расскажите примеры, разберите героев из мультиков и книжек. Пусть честность станет таким же ценным для ребёнка качеством, как доброта и сила.

​​Я работаю с детьми уже очень давно.
Если посчитать мои‌ стаж работы, то получится больше 16 лет.

Очень часто один из самых важных вопросов от родителеий:
Школа/сад должны воспитывать. Например: Он в саду с 7 до 19 ч, он здесь больше, чем с нами в семье, поэтому Вы и воспитываете.

Или:

Школа должна воспитывать, учитель должен научить учиться, быть лидером и т.п.

Да, конечно, школа и сад учат, но именно учат, воспитывать они и не должны и не могут.

Решающий фактор — семья. Об этом говорят и пишут и психологи, и педагоги.

Почему?

Все‌ довольно просто.

Родитель, родительское мнение – это ЭТАЛОН. Для ребенка это не просто общение. Это мера и эталон всего, что происходит в мире. Этот эталон формируется с самого раннего возраста. И дети следуют ему. Хотят они того или нет. Что уж там говорить, и мы, взрослые, следуем за тем, как нас воспитывали. Вспомните себя сейчас, разве у Вас нет такого поведения и привычек, которые Вы пронесли через всю жизнь?

Ловите себя на том что делаете так же как родители ? Причём самое неприятное , что часто в том что Вам не нравилось Вы стали копировать их поведение. И да это не всегда хорошее. У всех разное конечно , и если опыт был хороший, он положительно влияет на жизнь, формирует качественное отношение к себе и людям, если нет – мы эту травму носим с собой, в себе и она в нас работает, вне зависимости от нашего желания.

Ребенок, на подсознательном уровне воспринимает семью и все‌, что в ней происходит, как эталон и руководство к действию. И если мы рассматриваем то, как на наших детей влияет школа или сад, то они в сравнении с семьёй и ее законами всегда будут проигрывать.

Что я хочу этим сказать?

Я имею ввиду, что конечно и школа, и сад влияют на воспитание, но не оказывают решающего влияния. Если частое поведения в семье – агрессия или конфликты, то как бы мы ни учили ребенка с 7 до 19ч в саду, что драться не хорошо и старших нужно уважать, это может быть бесполезно.

Самое важное, что здесь нужно понимать, что кроме воспитания есть генетика, есть уклад жизни и стратегии поведения в семье. Да, хорошие учителя могут влиять на отдельных личностей, оказывать решающее воздействие, но это не происходит со всеми.

Преступление против жизни, здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения.

Сексуальное насилие – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Сексуальная эксплуатация – порнографические фотографии и фильмы с участием детей, проституция.

ЭТА ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО:

ХОЧЕТ защитить своего ребенка.

КТО ГОТОВ обеспечивать межведомственное взаимодействие в сфере охраны детства.

КТО ГОТОВсовместно с правоохранительными органами добиваться заслуженного наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей и подростков.

Ребенку нужно усвоить «Правило четырех «НЕ»:

  • НЕ разговаривать с незнакомцами и не впускать их в дом;
  • НЕ заходить с незнакомыми людьми в лифт или подъезд;
  • НЕ   садится   в   машину   к незнакомцам;
  • НЕ задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

Правила безопасного поведения:

– Если незнакомец просит ребенка показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину – научите ребенка во всех этих случаях говорить «НЕТ!»

– Если ребенка куда-то уводят -научите его правилу: «Кричать, бежать, рассказывать!»

– Вместе с детьми придумайте семейный пароль, как сигнал в опасной ситуации. Это может быть слово или фраза, но смысл один: «Я в опасности! Мне нужна помощь!».

Жертвой сексуального насилия может быть человек любого возраста и пола.

Нужно помнить!

– большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками
– половина изнасилований происходит не в темной аллее парка или неосвещенном подъезде, а дома у жертвы или в гостях

Для заманивания и установления контроля над жертвой преступники могут использовать разные методы:

  • насилие и угроза   применения насилия;
  • шантаж и угрозы в адрес семьижертвы;
  • обман;
  • долговая зависимость;
  • наркотики и алкоголь;
  • использование религии, культуры иморали.

Соблюдайте несколько правил:

1. Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов.
2. Гуляй в группах или с другом/подругой.
3. Доверяй своей интуиции: если тебе страшно, значит, на это есть причины.
4. Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать.
5. Веди себя уверенно. Ты имеешь право думать и заботиться о себе, даже если этим можешь задеть чувства другого.
6. Если есть возможность, чтобы тебя встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею.
7. Добирайся до дома только известным транспортом. Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами.
8. Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым.
9. Не ходи в отдаленные и безлюдные места, пустыри.
10. Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с группой людей.

Тревожные сигналы, которые могут насторожить

  • нарушение личного пространства (будь острожен, если чужой человек находится к тебе слишком близко)
  • если незнакомый человек пристально смотрит на тебя и демонстративно разглядывает;
  • если человек не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства и ведет себя как хороший знакомый, хотя это не так.

Помни!

Суперкороткая юбка, облегающая кофточка, яркая косметика и вызывающее поведение – самые верные способы вызвать к себе интерес преступника.

— Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
— Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
— Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
— Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
— Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
— Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
— Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
— Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
— Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
— Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Детям о налогах

Чувствовать опору и поддержку, знать, что на родителей можно положиться, — всё это немаловажные составляющие счастливого детства.

Комфортная атмосфера в семье и доверительные отношения создают надёжный тыл и хорошую основу для личностного развития:

🌟 Ребёнок чувствует себя защищённым, любимым и понятым.

🌟 В сложной ситуации не побоится обратиться за помощью именно к вам.

🌟 У ребёнка формируется здоровая самооценка.

🌟 Принять ребёнка — значит признать его чувства и эмоции. Это укрепляет эмоциональный интеллект детей, учит лучше понимать других и самого себя.

© 2024 - ГУО "Средняя школа №15 г. Гомеля"