Методический кабинет
В развитии личности ребенка главным источником социализации является семья, в ней человек усваивает нормы и правила человеческого поведения.
Долгое время при работе с семьей внимание концентрируется на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса. Встает вопрос о потребности самих членов семьи в психологическом сопровождении, их мотивации к социальному восстановлению, реабилитации.
В настоящее время возросло количество семей, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам нарушено или затруднено, а существование всей семейной структуры находится под угрозой. Это семьи социального риска, нуждающиеся в особой социальной помощи, в большом внимании государства, педагогов, так как они не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами. Одним из главных генераторов работы с проблемами семьи могут и должны стать социальные инновации, нацеленные на гармоничное, сбалансированное развитие семьи и общества. Проблемы технологизации социального пространства в настоящее время становятся все более актуальны.
К одной из форм инновационных технологий относится технология «Социально-образовательный лифт», которая предполагает взаимодействие учреждений образования с семьёй. Смысл данной технологии заключается в том, что одной из ключевых для белорусского общества проблем является отсутствие возможностей для смены социального слоя, то есть социальной мобильности в обществе. Сами разрешить трудность «социального лифта» семьи, имеющие тяжелое жизненное положение, не могут. Процесс деградации семей и отдельных личностей идет гораздо стремительней.
Главные задачи технологии: развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми; укрепление гражданского общества путем оказания поддержки семье, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирование единого реабилитационного пространства для несовершеннолетних «группы риска»; обеспечение непрерывности единого подхода к проведению профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми; обеспечение индивидуальной системы социального психолого-педагогического сопровождения семьи и детей; эффективное использование внутреннего потенциала личности и семьи в разрешении трудной жизненной ситуации
Инновационный метод «Работа с сетью социальных контактов» основан на зарубежном методе работы с социально неблагополучными семьями через установку дальнейшего контакта с семьей. Сетевой метод заключается в помощи специалистов социальных служб семьям, у которых нарушаются либо разрушились связи с социальными институтами, причем семья не может восстановить эти связи без квалифицированной помощи.
Основные цели метода:
— развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми;
— совершенствование межведомственного взаимодействия различных структур и более конструктивное использование имеющихся ресурсов в работе с проблемными семьями;
— сокращение сроков пребывания детей в государственных учреждениях, предотвращение ситуаций проживания детей вне семьи;
— снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Метод работы с сетью социальных контактов основан на социально-экологической теории систем, которая заключается в представлении о том, что все мы являемся частью различных систем: семья, родственники мамы, родственники папы, детский сад, школа, соседи, клубные, дворовые друзья, различные организации и ведомства и т.д. Эти системы взаимодействуют между собой, мы подвергаемся влиянию этих систем. Если в одной из систем возникают проблемы, они так или иначе отражаются на всех членах этой системы, также и на других системах.
Сетевой метод позволяет всесторонне изучить, мобилизовать и восстановить социальное окружение и контакты ребенка и его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, использовать внутренний потенциал самой семьи, вернуть ей способность быть ответственной за судьбу своих детей.
Контактную сеть можно использовать как в профилактической работе с детьми, так и в целях реабилитации при проведении терапевтической работы с ребенком и его семьей на момент выпуска ребенка из государственного учреждения.
Сутью технологии «Интенсивная семейная терапия» является продуктивное применение внутреннего потенциала семьи и каждой ее личности для решения трудных жизненных проблем и укрепления семейных отношений. Осуществление данной технологии реализуется через работу специалистов социальных служб, а также через разработку специальных программ реабилитации семей и ее членов. В оказании помощи семье социальная работа играет важную роль, укрепляя гражданское общество и формируя единое реабилитационное пространство для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для оптимизации работы специалисты социальной работы оказывают различные виды услуг, среди которых:
1) психолого-педагогическая работа с семьей (психологическое консультирование, посредничество в конфликте, организация групп само-и взаимопомощи и т.);
2) социально-правовая помощь (в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве, оформлении субсидий, пособий и пр.);
3) содействие обучению и развитию ребенка в семье (устройство в детский сад, переобучение и дополнительное образование);
4) содействие в защите здоровья и оздоровление ребенка (предоставление лекарственных средств для ребенка, медицинское обследование, уход и др.);
5) сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребенка (представление интересов ребенка перед социальными и другими институтами и различными органами власти);
6) вовлечение родственников и других лиц в заботу о ребенке (содействие в оформлении документов на опеку/попечительство).
Интенсивная семейная терапия является формой социально – психологической реабилитации, которая ориентирована на семьи с детьми и подростками, имеющими серьезные проблемы поведенческого характера или находящихся на грани изъятия из семьи и помещения их в детские государственные учреждения. Чем серьезнее проблема, тем больше внимания и усилий она к себе требует со стороны семьи и специалистов. Чем интенсивнее проходит работа, тем выше вероятность, что семье будет оказана помощь и удастся уменьшить риск роста негативных последствий.
Содержание
- По страницам Родины
- Моё наследие
- Экология
- Здоровое питание
- Портрет человека
- Достопримечательности Беларуси
- Стужка часу
- НаРОДная мудрость
- Противоправное поведение
- Живая природа
Автор: Дец Зинаида Владимировна, учитель начальных классов
Алгоритм написания отчёта по самообразованию
Учебный год_________
Ф.И.О. учителя________
Преподаваемый предмет (класс)____
Тема самообразования_________
Цель_______
Актуальность проблемы_______
- Изучение личного творческого плана. Оправдал ли себя план, как он сочетался с индивидуальной темой самообразования, с проблемой, над которой работает МО. Как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения. Планировалась ли исследовательская работа_________
- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой__________
- Какая литература изучалась: педагогическая, по психологии, методическая и др. Наиболее интересные научные работы______
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады)______
- Как отразилось изучение темы на практической деятельности (качество организации образовательного процесса, качество знаний, умений и навыков учащихся и др.) _______
- Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными)_______
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению _________
- Результативность работы: достигнута ли цель и задачи самообразования по теме ________
- Самооценка результатов профессионального развития: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровней; какой вывод сделал педагог о проделанной работе_________
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт; действия по систематизации накопленного материала, осуществлению дополнительных разработок, подготовке итоговых обобщенных материалов, написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений) ______
- Дальнейшие планы педагога по самообразованию (тема на следующий учебный год) _______
Основные типы уроков и их целеполагание | |
Урок ознакомления с новым материалом | Ознакомить учащихся с крупным блоком нового материала. |
Комбинированный урок | Ознакомить учащихся с новым материалом и провести первичное закрепление изученного |
Урок ключевых задач | Формировать умения учащихся применять знания в стандартных ситуациях. |
Урок применения знаний и умений | Научить проводить анализ заданий и способов их выполнения, рационализацию этих способов. Провести внешний и самоконтроль. |
Повторение и систематизации знаний | Выделить наиболее общие и существенные понятия, основные теории и ведущие идеи, усвоить широкие категории понятий и их систем. |
Урок проверки знаний | Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений. |
Развивающие цели:
- развитие умений учебно-познавательной деятельности
- развитие интеллекта
- развитие умения организации учебного труда.
- развитие культуры устной и письменной речи.
- развивать умение обобщать, гибкость мыслительных процессов.
- развитие интеллектуальной, волевой, мотивационной сфер личности.
- развитие любознательности учащихся, их познавательного интереса.
- развитие памяти учащихся, развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.
- развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать опровергать
- развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии.
Воспитательные цели:
- воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
- формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
- формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
- воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья, поддержания на высоком уровне общей работоспособности для учения;
- воспитывать рациональную организацию бюджета, времени, бережливое отношение к собственности, экономическую культуру;
- содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности;
- воспитывать добросовестное отношение к труду, дисциплину, инициативу и творчество, предприимчивость и деловитость, готовность к свободному, сознательному выбору профессии;
- воспитывать осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и групповыми;
- формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
- воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления;
- воспитывать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, аккуратность;
Примерные формулировки задач урока
- Развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать слова с одинаковыми орфограммами.
- Развивать умение анализировать состав слова, выделять корень.
- Расширять объем понятий (представлений) о …
- Формировать понятие о числе.
- Развивать смысловую догадку.
- Развивать умение устанавливать закономерность (числового ряда).
- Развивать умение доказывать правильность произведенных действий на уроках математики.
- Развивать умения обобщать и сравнивать что-либо.
- Развивать умения оперировать моделями (чисел) и т.д.
- Развивать умение оценивать результаты своей учебной деятельности.
- Развивать (воспитывать) интерес к выполнению арифметических действий, (к работе по словообразованию).
- Конкретизировать представление ученика о чем либо (о круглых десятках, сотнях, числах, получаемых в результате измерения).
- Развитие умений выполнять действия на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц, в несколько раз на уроках математики.
- Развивать умение определять состав числа.
- Развивать потребность в активном занятии физкультурой.
- Развивать умение учащихся работать по плану.
- Развивать умение вести диалог на заданную тему, связанно отвечать на вопросы.
- Развивать умение воспринимать и воспроизводить текст с опорой на словарь.
- Развивать умение соотносить текст в тетради с образцом.
- Развивать умение находить в тексте союзы, охарактеризовать их по происхождению, составу, расположению и значению.
- Развивать умение находить в тексте предложения соответствующие схемам.
- Развивать умение самостоятельно вставлять подходящие по смыслу сочинительные союзы.
- Развивать умение работать в парах.
- Развивать диалогическую речь.
- Формировать умение сравнивать настроение героев в одной и той же ситуации и выражать собственное отношение к поступкам героев.
- Формировать умение находить неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции.
- Формировать умение решать уравнение.
- Воспитывать интерес к предмету (конкретно к какому), коммуникативную культуру.
- Актуализировать умение определять род существительных.
- Развивать умение учащихся планировать свою деятельность.
и т.д.
Структура урока
Структура | устойчивая взаимосвязь его элемента, в которой определяются примерный порядок и способы действий учителя и учащихся |
Основные элементыурока | сообщение темы и целей урока; изучение нового материала; формирование умений и навыков; закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН; применение полученных ЗУН; анализ результатов обучения на уроке; проверка и оценка ЗУН; домашнее задание; подведение итогов урока; самоанализ |
Форма организации урока | индивидуальная; фронтальная; групповая; коллективная; парная; разновозрастная |
Приёмы | разъяснение; рассуждения; общая характеристика |
Методы обучения | словесные (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция, доклады); наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телевизионные, компьютерные); практические (разнообразные упражнения) |
Общедидактические методы | объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; проблемный; исследовательский |
По дидактическим задачам выделяют методы | приобретения знаний; формирование умений и навыков; творческой деятельности; контроля |
Структурные элементы урока
Организационный этап
1. Дидактическая задача этапа | Подготовить учащихся к работе на уроке, определитьцели и задачи урока |
2. Содержание этапа | Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности |
3. Условия достижения положительных результатов | Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. |
5. Требования к реализации дидактической задачи урока. | Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность |
6. Способы активизации на уроке | Запись на доске цели урока. Сообщение консультантов о готовности класса. |
7. Ошибки, допускаемые при реализации | Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность. |
Этап всесторонней проверки домашнего задания
1. Дидактическая задача этапа | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН |
2. Содержание этапа | Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты |
3. Условия достижения положительных результатов | Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся классов |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом. |
5. Требования | Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий |
6. Способы активизации на уроке | Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся |
7. Ошибки, допускаемые при реализации | Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий. |
Этап всесторонней проверки ЗУН
1. Дидактическая задача этапа | Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся 1-4 классов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования |
2. Содержание этапа | Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН |
3. Условия достижения положительных результатов | Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся |
5. Требования | Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа. |
6. Ошибки, допускаемые при реализации | Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Дидактическая задача этапа | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся |
2. Содержание этапа | Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы |
3. Условия достижения положительных результатов | Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимися цели на различных уроках |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока) |
Этап усвоения новых знаний
1. Дидактическая задача этапа | Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН |
2. Содержание этапа | Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися. |
3. Условия достижения положительных результатов | Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления ( анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения |
5. Требования | Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала |
6. Способы активизации на уроке | Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности |
7. Ошибки, допускаемые при реализации | Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала
1. Дидактическая задача урока | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы |
2. Содержание этапа | Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий |
3. Условия достижения положительных результатов | Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованиями дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников |
Этап закрепления нового материала
1. Дидактическая задача урока | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимыдля самостоятельной работы по этому материалу |
2. Содержание этапа | Закрепление полученных знаний и умений; закреплениеметодики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний |
3. Условия достижения положительных результатов | Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся |
5. Требования к её реализации | Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий |
6. Способы активизации на уроке | Разнообразие заданий, их практическая направленность |
7. Ошибки, допускаемые при реализации | Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главное |
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. Дидактическа задача этапа | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы |
2. Содержание этапа | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов её выполнения, подведение итогов урока |
3. Условия достижения положительных результатов | Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приёмов и последовательности её выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения |
4. Показатели выполнения дидактической задачи урока | Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками |
5. Требования к её реализации | Оптимальность объёма и сложности домашнего задания предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию |
6. Способы активизации на уроке | Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов) |
7. Ошибки, допускаемые при реализации | Информация о домашнем задании после звонка. Большой объём и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения |
Подведение итогов урока
1. Дидактическая задача этапа | Проанализировать, дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее |
2. Содержание этапа | Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках |
3. Условия достижения положительных результатов | Чёткость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы |
4. Требования | Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовности использовать их для достижения учебных целей |
5. Дополнительная активизация | Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нём |
6. Ошибки | Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения |
Требования к современному уроку
как основной форме организации учебного процесса
(методические рекомендации)
Триединая задача урока
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Основные компоненты современного урока:
- Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
- Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
- Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
- Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
- Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.
- Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока и т.п.
- Контрольно – оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
- Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Подготовка учителя к уроку
Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:
- Учёт особенностей учащихся класса:
- уровень класса;
- отношение учащихся к предмету;
- темп работы класса;
- сформированность ЗУН;
- отношение к разным видам учебной деятельности;
- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
- общая дисциплина учащихся.
- Учёт индивидуальных особенностей:
- Тип нервной системы;
- Коммуникативность;
- Эмоциональность;
- Управление восприятием нового материала учащихся;
- Умение преодолевать плохое настроение;
- Уверенность в своих знаниях, умениях;
- Умение импровизировать;
- Умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
- Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:
Общие:
- Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
- Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
- Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
- Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
- Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
- Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
- Определить какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
- Отобрать содержание урока в соответствии сего задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирование новых ЗУН.
- Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
- Записать предусмотренный ход урока, представив себе урок как целостное явление.
Частные:
- Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
- Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
- Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
- Задания и инструктаж давать чётко, кратко. С обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
- Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря времени- сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
- Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
- Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
- Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекламированным!
- Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
- Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Разработка системы уроков по теме или разделу.
- Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
- Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний. Дидактическая обработка.
- Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
- Формулирование учебных задач урока.
- Разработка структуры урока. Определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
- Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
- Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
- Подбор дидактических средств урока (д/Ф, к/Ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
- Проверка оборудования и ТСО.
- Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
- Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
- Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.
- Продумывание форм подведения итогов урока.
- запись плана урока в соответствии с требованиями.
Примерное содержание разделов поурочного плана
- Тема урока:
- дидактическая цель и задачи урока;
- тип, структура урока;
- общие методы, приёмы работы учеников;
- средства наглядности, источники информации, ТСО,ЭВТ.
- Повторение опорных знаний:
- определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
- самостоятельная работа учащихся (её объём, формы);
- способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
- формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
- Усвоение новых знаний:
- новые понятия, законы и способы их усвоения;
- определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики);
- самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);
- проблемные и информационные вопросы;
- варианты решения проблемы;
- варианты закрепления изученного материала.
- Формирование умений и навыков:
- конкретные умения и навыки для отработки;
- виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
- способы «обратной» связи с учащимися;
- фамилии учащихся, которые будут опрошены.
- Домашнее задание:
- что повторить приготовить к уроку;
- творческая самостоятельная работа;
- объём и время выполнения домашнего задания.
Подготовка урока непосредственно перед звонком:
- мысленное воспроизведение основных этапов урока;
- воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
- стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
Способствуют успеху урока:
- хорошее знание материала;
- бодрое самочувствие;
- продуманный план урока;
- чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
- правильный выбор методов обучения;
- разнообразие методов обучения;
- занимательность изложения;
- ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
- выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
- неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
- безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
- рыхлая композиция урока;
- скованность движений;
- неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
- однообразие методов обучения;
- бесстрастный рассказ учителя;
- монотонность и сухость при изложении нового материала;
- отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темойи задачами урока, вопросами.
Алгоритм анализа учителем проведённого урока
- Какими требованиями руководствовался?
- Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
- Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
- Как определил триединую задачу урока?
- Как спланировал деятельность учащихся?
- Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
- Оправдали ли себя приёмы и методы учителя и учащихся, если нет, то почему?
- Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
- Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?
- Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
- Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
- Как был предвиден и как оправдан ход урока?
- Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.
- Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
- Оценка результативности урока.
- Самооценка урока учителем.
- Пути совершенствования урока.