Школа молодого учителя
Главная задача Школы молодого учителя — помочь начинающему педагогу:
- адаптироваться в условиях современной школы;
- прочувствовать, что он правильно выбрал профессию;
- найти своё место в педагогическом коллективе;
- развить способности к творчеству;
- добиться качественных результатов в обучении и воспитании учащихся;
- завоевать авторитет среди учащихся и их родителей.
Учебная программа факультативных занятий
Факультативное занятие «Введение в педагогическую профессию»
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Урок должен не только вооружать учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.
Современный урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
- Какие особенности класса были учтены при планировании урока?
- Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
- Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
- Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?
- Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?
- Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
- Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?
- Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок — «дублер начинает действовать» и т.п.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.п.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т.п.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок — сказка, урок-сюрприз и т.п.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.п.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.
Затрудняют проведение урока:
- неуверенность в своих знаниях;
- безразличное отношение;
- рыхлая композиция урока;
- скованность движений;
- неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
- однообразие методов обучения;
- бесстрастный рассказ учителя;
- монотонность и сухость при изложении нового материала.
Способствует успеху урока:
- хорошее знание материала;
- бодрое самочувствие;
- продуманный план урока;
- чувство физической раскованности, свободы на уроке;
- правильный выбор методов обучения;
- разнообразие методов обучения;
- занимательность изложения;
- ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;
- богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.