A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
РУС БЕЛ EN

Отдел образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г. Гомеля

Государственное учреждение образования «Средняя школа №15 г.Гомеля»

Меню

Методический кабинет

В развитии личности ребенка главным источником социализации является семья, в ней человек усваивает нормы и правила человеческого поведения.

Долгое время при работе с семьей внимание концентрируется на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса. Встает вопрос о потребности самих членов семьи в психологическом сопровождении, их мотивации к социальному восстановлению, реабилитации.

В настоящее время возросло количество семей, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам нарушено или затруднено, а существование всей семейной структуры находится под угрозой. Это семьи социального риска, нуждающиеся в особой социальной помощи, в большом внимании государства, педагогов, так как они не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами. Одним из главных генераторов работы с проблемами семьи могут и должны стать социальные инновации, нацеленные на гармоничное, сбалансированное развитие семьи и общества. Проблемы технологизации социального пространства в настоящее время становятся все более актуальны.

К одной из форм инновационных технологий относится технология «Социально-образовательный лифт», которая предполагает взаимодействие учреждений образования с семьёй. Смысл данной технологии заключается в том, что одной из ключевых для белорусского общества проблем является отсутствие возможностей для смены социального слоя, то есть социальной мобильности в обществе. Сами разрешить трудность «социального лифта» семьи, имеющие тяжелое жизненное положение, не могут. Процесс деградации семей и отдельных личностей идет гораздо стремительней.

Главные задачи технологии: развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми; укрепление гражданского общества путем оказания поддержки семье, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирование единого реабилитационного пространства для несовершеннолетних «группы риска»; обеспечение непрерывности единого подхода к проведению профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми; обеспечение индивидуальной системы социального психолого-педагогического сопровождения семьи и детей; эффективное использование внутреннего потенциала личности и семьи в разрешении трудной жизненной ситуации

Инновационный метод «Работа с сетью социальных контактов» основан на зарубежном методе работы с социально неблагополучными семьями через установку дальнейшего контакта с семьей. Сетевой метод заключается в помощи специалистов социальных служб семьям, у которых нарушаются либо разрушились связи с социальными институтами, причем семья не может восстановить эти связи без квалифицированной помощи.

Основные цели метода:

— развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми;
— совершенствование межведомственного взаимодействия различных структур и более конструктивное использование имеющихся ресурсов в работе с проблемными семьями;
— сокращение сроков пребывания детей в государственных учреждениях, предотвращение ситуаций проживания детей вне семьи;
— снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Метод работы с сетью социальных контактов основан на социально-экологической теории систем, которая заключается в представлении о том, что все мы являемся частью различных систем: семья, родственники мамы, родственники папы, детский сад, школа, соседи, клубные, дворовые друзья, различные организации и ведомства и т.д. Эти системы взаимодействуют между собой, мы подвергаемся влиянию этих систем. Если в одной из систем возникают проблемы, они так или иначе отражаются на всех членах этой системы, также и на других системах.

Сетевой метод позволяет всесторонне изучить, мобилизовать и восстановить социальное окружение и контакты ребенка и его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, использовать внутренний потенциал самой семьи, вернуть ей способность быть ответственной за судьбу своих детей.

Контактную сеть можно использовать как в профилактической работе с детьми, так и в целях реабилитации при проведении терапевтической работы с ребенком и его семьей на момент выпуска ребенка из государственного учреждения.

Сутью технологии «Интенсивная семейная терапия» является продуктивное применение внутреннего потенциала семьи и каждой ее личности для решения трудных жизненных проблем и укрепления семейных отношений. Осуществление данной технологии реализуется через работу специалистов социальных служб, а также через разработку специальных программ реабилитации семей и ее членов. В оказании помощи семье социальная работа играет важную роль, укрепляя гражданское общество и формируя единое реабилитационное пространство для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для оптимизации работы специалисты социальной работы оказывают различные виды услуг, среди которых:

1) психолого-педагогическая работа с семьей (психологическое консультирование, посредничество в конфликте, организация групп само-и взаимопомощи и т.);
2) социально-правовая помощь (в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве, оформлении субсидий, пособий и пр.);
3) содействие обучению и развитию ребенка в семье (устройство в детский сад, переобучение и дополнительное образование);
4) содействие в защите здоровья и оздоровление ребенка (предоставление лекарственных средств для ребенка, медицинское обследование, уход и др.);
5) сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребенка (представление интересов ребенка перед социальными и другими институтами и различными органами власти);
6) вовлечение родственников и других лиц в заботу о ребенке (содействие в оформлении документов на опеку/попечительство).

Интенсивная семейная терапия является формой социально – психологической реабилитации, которая ориентирована на семьи с детьми и подростками, имеющими серьезные проблемы поведенческого характера или находящихся на грани изъятия из семьи и помещения их в детские государственные учреждения. Чем серьезнее проблема, тем больше внимания и усилий она к себе требует со стороны семьи и специалистов. Чем интенсивнее проходит работа, тем выше вероятность, что семье будет оказана помощь и удастся уменьшить риск роста негативных последствий.

Алгоритм написания отчёта по самообразованию

Учебный год_________

Ф.И.О. учителя________

Преподаваемый предмет (класс)____

Тема самообразования_________

Цель_______

Актуальность проблемы_______

  1. Изучение личного творческого плана. Оправдал ли себя план, как он сочетался с индивидуальной темой самообразования, с проблемой, над которой работает МО. Как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения. Планировалась ли исследовательская работа_________
  1. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой__________
  1. Какая литература изучалась: педагогическая, по психологии, методическая и др. Наиболее интересные научные работы______
  1. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады)______
  2. Как отразилось изучение темы на практической деятельности (качество организации образовательного процесса, качество знаний, умений и навыков учащихся и др.) _______
  1. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными)_______
  2. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению _________
  1. Результативность работы: достигнута ли цель и задачи самообразования по теме ________
  1. Самооценка результатов профессионального развития: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровней; какой вывод сделал педагог о проделанной работе_________
  1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт; действия по систематизации накопленного материала, осуществлению дополнительных разработок, подготовке итоговых обобщенных  материалов, написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений) ______
  1. Дальнейшие планы педагога по самообразованию (тема на следующий учебный год) _______
Основные типы уроков и их целеполагание 
Урок ознакомления с новым материаломОзнакомить учащихся с крупным блоком нового материала.
Комбинированный урокОзнакомить учащихся с новым материалом и провести первичное закрепление изученного
Урок ключевых задачФормировать умения учащихся применять знания в стандартных ситуациях.
Урок применения знаний и уменийНаучить проводить анализ заданий и способов их выполнения, рационализацию этих способов. Провести внешний и самоконтроль.
Повторение и систематизации знанийВыделить наиболее общие и существенные понятия, основные теории и ведущие идеи, усвоить широкие категории понятий и их систем.
Урок проверки знанийВыявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений.

Развивающие цели:

  • развитие умений учебно-познавательной деятельности
  • развитие интеллекта
  • развитие умения организации учебного труда.
  • развитие культуры устной и письменной речи.
  • развивать умение обобщать, гибкость мыслительных процессов.
  • развитие интеллектуальной, волевой, мотивационной сфер личности.
  • развитие любознательности учащихся, их познавательного интереса.
  • развитие памяти учащихся, развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач.
  • развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать опровергать
  • развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии.

Воспитательные цели:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
  • формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
  • воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья, поддержания на высоком уровне общей работоспособности для учения;
  • воспитывать рациональную организацию бюджета, времени, бережливое отношение к собственности, экономическую культуру;
  • содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, способность к творческой деятельности;
  • воспитывать добросовестное отношение к труду, дисциплину, инициативу и творчество, предприимчивость и деловитость, готовность к свободному, сознательному выбору профессии;
  • воспитывать осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и групповыми;
  • формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления;
  • воспитывать культуру математического мышления, положительного эмоционального отношения к математике, аккуратность;

Примерные формулировки задач урока

  • Развивать умение сравнивать, обобщать, классифицировать слова с одинаковыми орфограммами.
  • Развивать умение анализировать состав слова, выделять корень.
  • Расширять объем понятий (представлений) о …
  • Формировать понятие о числе.
  • Развивать смысловую догадку.
  • Развивать умение устанавливать закономерность (числового ряда).
  • Развивать умение доказывать правильность произведенных действий на уроках математики.
  • Развивать умения обобщать и сравнивать что-либо.
  • Развивать умения оперировать моделями (чисел) и т.д.
  • Развивать умение оценивать результаты своей учебной деятельности.
  • Развивать (воспитывать) интерес к выполнению арифметических действий, (к работе по словообразованию).
  • Конкретизировать представление ученика о чем либо (о круглых десятках, сотнях, числах, получаемых в результате измерения).
  • Развитие умений выполнять действия на уменьшение, увеличение числа на несколько единиц, в несколько раз на уроках математики.
  • Развивать умение определять состав числа.
  • Развивать потребность в активном занятии физкультурой.
  • Развивать умение учащихся работать по плану.
  • Развивать умение вести диалог на заданную тему, связанно отвечать на вопросы.
  • Развивать умение воспринимать и воспроизводить текст с опорой на словарь.
  • Развивать умение соотносить текст в тетради с образцом.
  • Развивать умение находить в тексте союзы, охарактеризовать их по происхождению, составу, расположению и значению.
  • Развивать умение находить в тексте предложения соответствующие схемам.
  • Развивать умение самостоятельно вставлять подходящие по смыслу сочинительные союзы.
  • Развивать умение работать в парах.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Формировать умение сравнивать настроение героев в одной и той же ситуации и выражать собственное отношение к поступкам героев.
  • Формировать умение находить неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции.
  • Формировать умение решать уравнение.
  • Воспитывать интерес к предмету (конкретно к какому), коммуникативную культуру.
  • Актуализировать умение определять род существительных.
  • Развивать умение учащихся планировать свою деятельность.
    и т.д.

Структура урока

Структураустойчивая взаимосвязь его элемента, в которой определяются примерный порядок и способы действий учителя и учащихся
Основные элементыурокасообщение темы и целей урока;
изучение нового материала;
формирование умений и навыков;
закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН;
применение полученных ЗУН;
анализ результатов обучения на уроке;
проверка и оценка ЗУН;
домашнее задание;
подведение итогов урока;
самоанализ
Форма организации урокаиндивидуальная;
фронтальная;
групповая;
коллективная;
парная;
разновозрастная
Приёмыразъяснение;
рассуждения;
общая характеристика
Методы обучениясловесные (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция, доклады);
наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телевизионные, компьютерные);
практические (разнообразные упражнения)
Общедидактические методыобъяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
проблемный;
исследовательский
По дидактическим задачам выделяют методыприобретения знаний;
формирование умений и навыков;
творческой деятельности;
контроля

Структурные элементы урока
Организационный этап

1. Дидактическая задача этапаПодготовить учащихся к работе на уроке, определитьцели и задачи урока
2. Содержание этапаВзаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности
3. Условия достижения положительных результатовТребовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урокаКратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
5. Требования к реализации дидактической задачи урока.Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность
6. Способы активизации на урокеЗапись на доске цели урока. Сообщение консультантов о готовности класса.
7. Ошибки, допускаемые при реализацииНет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.

Этап всесторонней проверки домашнего задания

1. Дидактическая задача этапаУстановить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН
2. Содержание этапаВыяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты
3. Условия достижения положительных результатовОперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся классов
4. Показатели выполнения дидактической задачи урокаВозможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.
5. ТребованияОптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий
6. Способы активизации на урокеИспользование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся
7. Ошибки, допускаемые при реализацииОднообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

Этап всесторонней проверки ЗУН

1. Дидактическая задача этапаГлубоко и всесторонне проверить знания учащихся 1-4 классов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования
2. Содержание этапаПроверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН
3. Условия достижения положительных результатовИспользование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урокаПроверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся
5. ТребованияОбучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.
6. Ошибки, допускаемые при реализацииСлабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1. Дидактическая задача этапаОрганизовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся
2. Содержание этапаСообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы
3. Условия достижения положительных результатовПредварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимися цели на различных уроках
4. Показатели выполнения дидактической задачи урокаАктивность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

Этап усвоения новых знаний

1. Дидактическая задача этапаДать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН
2. Содержание этапаОрганизация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.
3. Условия достижения положительных результатовИспользование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления ( анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.
4. Показатели выполнения дидактической задачи урокаПри использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения
5. ТребованияЧеткая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала
6. Способы активизации на урокеИспользование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности
7. Ошибки, допускаемые при реализацииНет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

1. Дидактическая задача  урокаУстановить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы
2. Содержание этапаПроверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий
3. Условия достижения положительных результатовПостановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованиями дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала
4. Показатели выполнения дидактической задачи урокаУчитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи — уровень осознанности нового материала большинством слабых  и средних учеников

Этап закрепления нового материала

1. Дидактическая задача урока       Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимыдля самостоятельной работы по этому материалу
2. Содержание этапаЗакрепление полученных знаний и умений; закреплениеметодики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний
3. Условия достижения положительных результатовВыработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний
4. Показатели выполнения дидактической задачи урокаУмение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся
5. Требования к её реализацииДоступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий
6. Способы активизации на урокеРазнообразие заданий, их практическая направленность
7. Ошибки, допускаемые при реализацииВопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. Упор делается не на главное

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Дидактическа задача этапаСообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
2. Содержание этапаИнформация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов её выполнения, подведение итогов урока
3. Условия достижения положительных результатовСпокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приёмов и последовательности её выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения
4. Показатели выполнения дидактической задачи урокаПравильное выполнение домашнего задания всеми учениками
5. Требования к её реализацииОптимальность объёма и сложности домашнего задания предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию
6. Способы активизации на урокеДифференциация  заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)
7. Ошибки, допускаемые при реализацииИнформация о домашнем задании после звонка. Большой объём и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности  цели и способов выполнения

Подведение итогов урока

1. Дидактическая задача  этапаПроанализировать, дать оценку успешности достижения целей  и наметить перспективу на будущее
2. Содержание этапаСамооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках
3. Условия достижения положительных результатовЧёткость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы
4. ТребованияАдекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовности использовать их для достижения учебных целей
5. Дополнительная активизацияИспользование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке  и способах работы на нём
6. ОшибкиСкомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения

Требования к современному уроку
как основной форме организации учебного процесса

(методические рекомендации)

Триединая задача урока

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности — речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Основные компоненты современного урока:

  1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
  4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.
  6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока и т.п.
  7. Контрольно – оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Подготовка учителя к уроку

Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:

  1. Учёт особенностей учащихся класса:
    • уровень класса;
    • отношение учащихся к предмету;
    • темп работы класса;
    • сформированность ЗУН;
    • отношение к разным видам учебной деятельности;
    • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
    • общая дисциплина учащихся.
  2. Учёт индивидуальных особенностей:
    • Тип нервной системы;
    • Коммуникативность;
    • Эмоциональность;
    • Управление восприятием нового материала учащихся;
    • Умение преодолевать плохое настроение;
    • Уверенность в своих знаниях, умениях;
    • Умение импровизировать;
    • Умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
  3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

  1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
  5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
  6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
  7. Определить какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  8. Отобрать содержание урока в соответствии сего задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирование новых ЗУН.
  9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
  10. Записать предусмотренный ход урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

  1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко. С обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
  5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря времени- сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
  8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекламированным!
  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным  для большинства.
  10.  Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний. Дидактическая обработка.
  4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5. Формулирование учебных задач урока.
  6. Разработка структуры урока. Определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.
  7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
  8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
  9. Подбор дидактических средств урока (д/Ф, к/Ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
  10. Проверка оборудования и ТСО.
  11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  12. Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
  13. Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
  14. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объёма и форм домашнего задания.
  15. Продумывание форм подведения итогов урока.
  16. запись плана урока в соответствии с требованиями.

Примерное содержание разделов поурочного плана

  1. Тема урока:
    • дидактическая цель и задачи урока;
    • тип, структура урока;
    • общие методы, приёмы работы учеников;
    • средства наглядности, источники информации, ТСО,ЭВТ.
  2. Повторение опорных знаний:
  • определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
  • самостоятельная работа учащихся (её объём, формы);
  • способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
  • формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
  1. Усвоение новых знаний:
  • новые понятия, законы и способы их усвоения;
  • определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики);
  • самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);
  • проблемные и информационные вопросы;
  • варианты решения проблемы;
  • варианты закрепления изученного материала.
  1. Формирование умений и навыков:
  • конкретные умения и навыки для отработки;
  • виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
  • способы «обратной» связи с учащимися;
  • фамилии учащихся, которые будут опрошены.
  1. Домашнее задание:
  • что повторить приготовить к уроку;
  • творческая самостоятельная работа;
  • объём и время выполнения домашнего задания.

Подготовка урока непосредственно перед звонком:

  • мысленное воспроизведение основных этапов урока;
  • воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
  • стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Способствуют успеху урока:

  • хорошее знание материала;
  • бодрое самочувствие;
  • продуманный план урока;
  • чувство «физической»  раскованности, свободы на уроке;
  • правильный выбор методов обучения;
  • разнообразие методов обучения;
  • занимательность изложения;
  • ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная  жестикуляция учителя;
  • выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

Затрудняют проведение урока:

  • неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
  • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
  • рыхлая композиция урока;
  • скованность движений;
  • неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
  • однообразие методов обучения;
  • бесстрастный рассказ учителя;
  • монотонность и сухость при изложении нового материала;
  • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темойи задачами урока, вопросами.

Алгоритм анализа учителем проведённого урока

  • Какими требованиями руководствовался?
  • Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
  • Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
  • Как определил триединую задачу урока?
  • Как спланировал деятельность учащихся?
  • Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
  • Оправдали ли себя приёмы и методы учителя и учащихся, если нет, то почему?
  • Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
  • Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся?
  • Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся?
  • Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения?
  • Как был предвиден и как оправдан ход урока?
  • Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.
  • Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?
  • Оценка результативности урока.
  • Самооценка урока учителем.
  • Пути совершенствования урока.
© 2024 - ГУО "Средняя школа №15 г. Гомеля"