A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
РУС БЕЛ EN

Отдел образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г. Гомеля

Государственное учреждение образования «Средняя школа №15 г.Гомеля»

Меню

Памятки по подготовке к экзаменам

Успешно подготовиться и удачно сдать экзамены –  под силу каждому!

Экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности

(10 «секретов»)

Первый «секрет» — помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.

Второй «секрет» — составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день.

Третий «секрет» — начни с самого трудного, но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

Четвертый «секрет» — полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

 Пятый «секрет» — разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.

Шестой «секрет» — толково используй консультации учителя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

Седьмой «секрет» — готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Восьмой «секрет» — оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Девятый «секрет» — вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и «боевого» настроя.

Десятый «секрет» — когда на экзамене получишь свой билет, спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.

 Успеха и отличных результатов!

  • Ежедневная тренировка вычислительных навыков.
  • Обязательное повторение основных правил и формул.
  • Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
  • Целенаправленное систематическое повторение.
  • Своевременное устранение пробелов в знаниях.

Рекомендации обучающемуся во время экзамена:

  1. Внимательно прочитай задание до конца и пойми его смысл (характерная ошибка во время экзамена: учащийся, правильно излагая решение задачи, из-за невнимательности, не доводит решение до конца либо записывает в ответ значения, которые не являются ответом на поставленный вопрос).
  2. Составь план решения задачи.
  3. Определи основные факты и формулы, которые ты будешь использовать в ходе решения, распиши их применительно к своей задаче.
  4. Проверь логику выстраивания решения задачи.
  5. При решении текстовых и геометрических задач не забывай о наименованиях величин.
  6. Помни, что при решении задач ответ не должен расходиться с реальной жизнью: площадь фигуры не может выражаться отрицательным числом, скорость течения не может быть больше скорости катера и т.д.
  7. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
  8. При решении тестового задания первого уровня можешь использовать метод исключения, если затрудняешься ответить на вопрос.
  9. Рисунки к геометрической задаче должны соответствовать условию задачи и описанию решения.
  10. Избегай исправлений, так как они зачастую приводят к тому, что нарушается логика рассуждений.
  11. Рисунки выполняй четко, в ходе выполнения рисунка проверяй, соответствует ли твой рисунок условию задачи, все ли данные учтены. Хороший рисунок всегда подскажет решение, натолкнет на правильную мысль. Да и проверяющему твою работу легче будет увидеть логику твоих рассуждений.
  12. При оформлении работы помни, что экзаменационная работа – итог твоей учебы, ты демонстрируешь не только знания по математике, но и культуру письма.
  • Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.
  • Всякая новая мысль начинается с красной строки.
  • Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.
  • Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.
  • Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.
  • Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.
  • Правильное расположение математических знаков в строке. Так, перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства. При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. Правильно располагать черту дроби и знак равенства. Черта дроби не разрывается.
  • Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.
  • Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.
  • Сильно не увлекаться использованием математической символики.
  • Нельзя слова «следовательно», «значит», «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками.
  • В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.

Требования к оформлению решений математических задач

  1. Правильность решения. Решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок. Среди математических ошибок различают существенные (грубые) и несущественные (негрубые) ошибки.

При проверке работ следует иметь в виду, что оформление решений может быть разным. Здесь важно, чтобы в записях были видны основные этапы решения и логика. Не следует стремиться к «идеальному» эталону оформления. Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований. Надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу решения и объяснять дополнительные построения, если они выполняются.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К существенным (грубым) ошибкам относятся ошибки, свидетельствующие о том, что ученик не знает формул, не усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и решению задач.

А именно:

а) незнание, непонимание определений основных математических понятий, формулировок теорем, формул, которые предусмотрены программой,
б) незнание сущности математических понятий, математических величин,
в) неумение решать простейшие задания,
г) неумение строить графики элементарных функций,
д) неправильное применение методов, способов, приемов решения практических заданий.

К несущественным (негрубым) ошибкам относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся по программе основными, т.е. отдельные ошибки вычислительного характера, погрешности в формулировке вопросов, определений, математических утверждений, небрежное выполнение записей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, таблиц, а также грамматические ошибки в написании математических терминов. Такого рода ошибки не приводят к искажению смысла задания и его выполнения и не влияют на ответ.

Например:

  • неточность определений, формулировок, теорем, формул;
  • недостаточное обоснование существенных утверждений решения;
  • исключение без объяснения одного из корней уравнения;
  • построение графика линейной функции по трем точкам;
  • в окончательном ответе не избавились от иррациональности в знаменателе;
  • запись ответа в виде сократимой дроби;
  • небрежность и неаккуратность записей, рисунков, чертежей;
  • стилистические, пунктуационные и орфографические ошибки;
  • запись ответа в виде сократимой дроби;
  • исключение без объяснения корня уравнения;
  • изображение отрезка, концами которого являются штрихи;
  • график линейной функции построен по трем и более точкам;
  • ответ представлен в виде сократимой дроби;
  • решение неравенства записано в виде х(0; 8);
  • запись: функция возрастает на (1; 2) (7; );
  • разорвана черта дроби;
  • различные единичные отрезки на осях координат;
  • невидимые линии в сечении и изображении фигур нарисованы сплошной линией.

1. Логические ошибки – это ошибки в рассуждениях и доказательствах, вызванные нарушением правил и законов логики. Они чаще всего обусловлены неправильным употреблением логических связок «и», «или», «если…, то…», недостаточным осознанием понятий «логическое следование», «логическая равносильность», нечетким пониманием идеи доказательства методом от противного и т.д.  

В любой геометрической задаче обязательна краткая запись условия либо словесное введение условия в решение. В большинстве геометрических задач требуется рисунок. Изображение фигуры считается верным, если оно дает однозначное представление о фигуре и позволяет выполнять дополнительные построения.

  1. Обоснованность решения. Пояснительный текст, сопровождающий решение, должен содержать ссылки на аксиомы, теоремы, следствия. Отсутствие обоснований может привести к неверным результатам. Однако важно уметь отличать существенное от несущественного при записи пояснительного текста. Например, нет необходимости пояснять, что обе части уравнения возводятся в квадрат, записывать в общем виде формулы корней квадратного уравнения, тригонометрические тождества и т.д. Но должны быть обоснованы отброшенные корни, отсутствие корней, взаимное расположение прямых, построение линейного угла в двугранном угле, расположение основания высоты в пирамиде, положение и форма граней, угол между прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми и т.д. Другими словами надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу решения задачи, и объяснять дополнительные построения, если они производились.
  2.  Полнота решения. При решении математической задачи должны быть рассмотрены все возможные случаи, если это предполагает условие. Неполнота решения является существенным недостатком при решении задачи.

Например:

Если в равнобедренном треугольнике угол 44°, то он может быть и при вершине, и при основании.

  1.  Рациональность решения. Если задача допускает несколько способов решения и с ними знаком ученик, то весьма желательно, чтобы приводилось рациональное решение.
  2. Соблюдение правил правописания. Решение математической задачи не должно содержать орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Если они присутствуют, то они должны исправляться учителем.
  3. Полное условие заданий экзаменационной работы выпускниками в работу не переписывается.
  4. Учащиеся могут выполнять задания в любом порядке.
  5. На выпускные экзамены учащимся (в том числе и учителям) не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
  6. На экзамене не разрешается пользоваться калькулятором, мобильным телефоном.
  7. Учащиеся, сдающие экзамен, могут по одному ненадолго выйти с экзамена с разрешения экзаменационной комиссии, сдав работу и черновик. Члены комиссии на черновике фиксируют время отсутствия ученика.
  8. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
  9. Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям.
  10. Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования, проверка осуществляется только красным стержнем. На листах экзаменационных работ, напротив каждого выполненного задания отмечается количество баллов, которым оценено это задание. На полях после решения последнего задания записывается сумма баллов за выполнение всех заданий, которые переводятся в соответствующую отметку.
  1. Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
  2. В экзаменационных работах учащихся в письменной форме за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования учителем зачеркиваются и подчеркиваются все ошибки, а над орфографическими, пунктуационными и грамматическими пишется правильный вариант.
  3. Ошибки в содержании и речевые подчеркиваются в тексте волнистой линией.
  4. Требования к оформлению записей в экзаменационной работе:
  • записи ведутся аккуратно, разборчивым подчерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета, не допускается использование фломастеров, наклеек, для построения геометрических фигур, графиков функций можно использовать цветные карандаши, кроме красного;
  • в записях сохраняется красная строка;
  • между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;
  • для выставления отметки отводится 4 клетки между последней строчкой записи ученика в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии;
  • чертежи, графики выполняются карандашом или ручкой, при необходимости с применением линейки и циркуля.

18. Для оценивания экзаменационной работы за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования целесообразно использовать следующую рейтинговую шкалу:

Номер заданияМаксимальное количество баллов за выполнение заданияКоличество баллов, полученных учащимсяОтметка по 10-балльной системе оценки результатов
1111
222 – 42
335 – 73
448 – 124
5513 – 185
6619 – 256
7726 – 337
8834 – 428
9943 – 529
101053 – 5510

19. При оценивании экзаменационных работ учитывается характер допущенных существенных и несущественных ошибок. Количество баллов за выполнение задания снижается на 10%, если в нем допущена несущественная ошибка. Если при выполнении задания допущена существенная ошибка, то задание считается невыполненным.

Памятка по оформлению экзаменационной работы по математике

Требования к решению математической задачи

1. Правильность решения
2. Обоснованность решения
3. Полнота решения
4. Рациональность решения
5. Соблюдение правил правописания

При оформлении решения задач условие задачи в чистовик не переписывается. В конце решения записывается ответ.

Записи должны быть оформлены четко, аккуратно, грамотно, чертежи  выполняются с помощью карандаша и линейки.

Текст решения должен быть оформлен разборчиво и подробно.

Аккуратно оформляйте черновик. Во-первых, вам придется переписывать из него решение; во-вторых, черновик может посмотреть экзаменатор. Если Вы допустили ошибку при переписывании, а в черновике решение задачи написано правильно, это может быть засчитано.

Зачеркнутые решения (верные или неверные) не рассматриваются.

Всякую новую мысль следует писать с красной строки.

Четко расчленяйте ход рассуждений, нумеруйте этапы работы.

Важные формулы, равенства, неравенства, следует записывать в отдельные строки, чтобы их выделить.

Правильно располагайте математические знаки в строке. Перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках «+», «-«, «*» и «=». При переносе «+», «-» и «=» повторяются, знак умножения заменяется крестом «х», который тоже повторяется.

Правильно располагайте черту дроби и знак равенства.

Следите за математической строгостью изложения, точно используйте математическую символику.

Изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Сконцентрируемся на самых проблемных моментах написания изложения.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Слушай внимательно чтение текста учителем
Так как весь текст во время прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.

Сокращай
Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй.

Используй каждую минуту
Эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.

Сомневаешься — замени
Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.

Перепроверяй себя
Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.

Помни про абзац
Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.

Памятка для подготовки к экзамену по русскому языку

Как успешно писать диктанты?
Как подготовиться к диктанту? Для этого можно купить специальные аудиозаписи, на котором диктанты записаны в формате mp3. И все, что вам нужно будет, это тренироваться. Или же попросите кого-то, чтобы сыграл роль учителя.
На самом деле для того чтобы писать хорошо диктанты, нужно хорошо знать русский язык и правописание. Как научиться правильно писать? Для того чтобы правильно писать, надо много читать, читая, правильное написание слов записывается в памяти, и потом меньше вероятности, что вы будете писать с ошибками. А еще один хороший способ запомнить правильное писание слов – это читать слова по слогам, сосредотачиваясь на каждый слог, и желательно делать это хотя бы раз в неделю, обращая внимание на сложные слова. Можно даже просто переписывать текст, то есть читаете вслух и пишите, тоже помогает.
А еще важно! Во время диктанта не волноваться, сосредоточиться и писать.

Несколько правил для того, чтобы правильно писать диктант

1. Слушаете текст с первого раза и пытаетесь определить стиль, общую структуру и т.д., это поможет вам потом правильно расставить знаки препинания. Первое впечатление о тексте закладывается в голове лучше всего.
2. Когда вы слышите текст, вы автоматически должны себе представить, как он пишется. С первого раза как вы его слышите, вы должны думать об этом.
3. Когда вам дают время на проверку, вы должны сначала проверить орфографию, а потом пунктуацию.
4. Попробуйте при проверке читать текст, как будто вы его в первый раз читаете, и, если ничего не привлекает ваше внимание и не заставляет задуматься, смело сдавайте свою работу

Данные рекомендации помогут вам понять, что от вас потребуется на экзамене, подскажут, как правильно распределить время и  силы, эффективно подготовиться к написанию изложения, сориентироваться, каковы должны быть содержание и приблизительный объем экзаменационной работы.

Как это будет?

Учитель прочитает текст 2-3 раза (в зависимости от его сложности) с паузой в 20 минут.

При первом слушании вам надо постараться:

  1. Понять содержание, определить тему и найти соответствие между заголовком, если он есть, и темой (прямое, переносное, опосредованное);
  2. Проникнуть в суть, то есть понять основную мысль;
  3. Определить основной функциональный тип (повествование, описание, рассуждение);
  4. Отметить логическую связь отдельных микротем и запомнить  их последовательность.

При втором слушании Вы должны:

  1. Уточнить, правильно ли вы запомнили последовательность мыслей, излагаемых в тексте;
  2. Обратить внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, место действия (основные из них будут записаны учителем на доске, и это облегчит вашу задачу);
  3. Отметить временные, причинно-следственные связи, на которые не обратили внимания пи первом слушании;
  4. Выделить основные средства художественной выразительности, использованные автором.

Итак, слушая текст, следует настроиться не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения. Определить, как начинается (зачин), как завершается (концовка), какие языковые средства используются автором для выражения своего отношения к изображаемому явлению, как используется связь между предложениями, абзацами, какие слова в тексте можно считать ключевыми, как используются средства художественной выразительности:  метафора, гипербола, эпитет и др.

После первого прочтения, во время небольшой паузы, сделайте наброски: составьте хотя бы краткий план, запишите слова, которые показались вам особенно яркими, выразительными.

Во время второго чтения обычно разрешается записывать, однако хочется предостеречь: не пытайтесь зафиксировать все, ведь стенографией наверняка не владеете. Постарайтесь записать ключевые слова, словосочетании, наиболее ярко выражающие содержание авторского стиля, оценку изображаемого, отношение к нему. При этом возможно использование сокращений, условных графических обозначений (приемов элементарного кодирования) при условии, что вы ими ранее уже пользовались, сможете без напряжения выполнить, а потом понять.

Как рационально распределить время?

Экзамен длится  4 часа. Половина этого времени  или чуть больше(2-2,5 часа) должна уйти на следующие этапы:

а) первое прочтение учителем – слушание учащимися;
б) небольшая пауза ( около 5 минут ) – вы должны сосредоточиться на услышанном, можете сделать короткие наброски в виде ключевых слов, основной мысли, фактов (конкретных наименований), составить план;
в) второе прочтение – запись в черновик отдельных слов и словосочетаний, способствующих раскрытию основной мысли;
г) написание чернового варианта (подробного плана (по желанию) текста изложения) в полном или сокращенном виде по усмотрению ученика, здесь допускаются сокращения для экономии времени;
е) редактирование черновика.

Оговорим некоторые моменты.

Составление плана – это часть работы, от которой во многом зависит успешное выполнение задания в целом. Хотя в  чистовой  вариант он не включается, в ваших интересах посвятить его составлению 5-10 минут, так как отраженное в плане содержание  прослушанного текста поможет логично, последовательно выполнить пересказ.

В ходе редактирования, которому необходимо посвятить после создания чернового варианта 15-30 минут, необходимо:

а) выбрать самые удачные слова из ряда синонимов (лексических и грамматических), чтобы добиться большей точности в выражении мыслей, устранить неоправданные повторы, найти средства  для выражения своего отношения, оценки;

б) перестроить предложения, если есть сомнения в правильности расстановки знаков препинания;

в) заменить слова, в написании которых вы не уверены.

1,5-2 часа вам следует  потратить на два очень важных этапа экзамена:

а) выполнение работы набело, при этом переписывать необходимо аккуратно, по возможности без исправлений, соблюдая красные строки, то есть правильно членя текст на абзацы, в сомнительных случаях на месте орфограмм оставляя пробелы, чтобы чуть позже справиться в словаре;

б) самопроверку.

Памятка для учащихся по подготовке к экзамену по истории Беларуси

 1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.
5. Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.
6. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
7. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и до.

 Готовимся к экзамену

Время подготовки к экзамену надо разумно распределить. Не следует заниматься много часов без перерывов. Лучше учить блоками – усвоил тему, закрепил ее – и отдохнул. Затем кратко повторил, что заучил, и – за новую тему.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторения во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторение спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДО И В МОМЕНТ ЭКЗАМЕНА

Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет включает три вопроса.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться репродукциями произведений искусства и учебными настенными картами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

  •  Явиться   за 30 минут до начала экзамена.
  • Приготовить письменные принадлежности и разрешенные материалы для сдачи экзамена по данному предмету.
  • Подготовить ответ на вопросы билета за 30 минут. 

Памятка «Структура ответа на экзамене»

1. Вступление

Определить хронологические рамки вопроса, его актуальность, наметить план изложения.

2. Основная часть

Чётко изложить сущность вопроса в соответствии с намеченным планом.

3. Заключение

Сделать выводы.

Успеха и отличных результатов!

Советы родителям по подготовке учащихся к экзаменам:

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

— Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

— Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

— Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

— Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

— Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

— Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

— Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

— Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

— Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

— Не критикуйте ребенка во время экзамена.

— Помните: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Советы выпускникам:

Подготовка к экзамену.

— Подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

— Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки в этих тонах.

— Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.

— Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего.

— Чередуйте занятия и отдых: 40 мин. занятий, 10 мин. – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

— Оставьте 1 день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена.

— Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять, напротив, вечером совершите прогулку, перед сном примите душ.

— На экзамен вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 мин. до начала экзамена. 

Советы выпускникам:

Во время тестирования.

— Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

— Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

— Если не знаете ответ на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Отвечайте на те вопросы в задании, в которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на те, которые могут вызвать долгие раздумья.

— Научитесь пропускать трудные и непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

— Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем.

— Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

— Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

— Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции. 

Общие рекомендации выпускникам

Экзамен — ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами — это просто стресс. Как легче преодолеть экзаменационное испытание?

Специалисты советуют:

1. Развивайте уверенность в себе. У вас все получится, в любых ситуациях, вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить.

2. Планируйте свое будущее независимо от результатов сданного экзамена. Плохо сданный экзамен — это не конец света, это также позитивный опыт, возможность проанализировать свои неэффективные действия и избежать их в будущем.

3. В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться. За день до экзаменов работайте не больше чем 8 часов, иначе на сдачу экзаменов энергии у вас не останется. Научитесь расслабляться, делайте паузы в работе, слушайте спокойную музыку.

4. Обратите внимание на приметы чрезмерного стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в сложной ситуации.  Это — потеря аппетита или переедание, бессонница и постоянное чувство утомления, головная боль, плаксивость без всякой причины во время подготовки к экзаменам. В связи с этим необходимо принять меры по преодолению стресса. Напряжение хорошо снимается творческими занятиями в свободное время — рисованием (даже если вы рисуете плохо), можно сходить на выставку. Хорошо помогают занятия спортом, бассейн, массаж.

5. Впечатлительным, тревожным ребятам желательно потренироваться сдавать экзамен заранее, лучше всего с малознакомым человеком, или представить в деталях все событие, и при этом не зацикливаться на каком-то одном моменте.

6. Накануне экзамена. За ночь до экзаменов постарайтесь хорошо выспаться. По дороге на экзамен, не думайте про него.

 И ещё – перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться!

 Памятка «Психологическое сопровождение ЦТ»

Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЦТ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах такая же трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому? Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы  и в этот раз?

  • Осознай, кто бы мог тебе помочь в ситуации подготовки к ЦТ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении  по поводу предстоящего события;
  • Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;
  • Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению централизованного тестирования, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
  • Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;
  • Используй такие формулы самовнушений:

Я  УВЕРЕННО  СДАМ  ЦТ
Я  УВЕРЕННО  И  СПОКОЙНО  СПРАВЛЮСЬ  С  ЗАДАНИЯМИ
Я  С  ХОРОШИМ  РЕЗУЛЬТАТОМ  ПРОЙДУ  ВСЕ  ИСПЫТАНИЯ
Я  СПОКОЙНЫЙ  И  ВЫДЕРЖАННЫЙ  ЧЕЛОВЕК
Я  СМОГУ  СПРАВИТЬСЯ  С  ЗАДАНИЕМ
Я  СПРАВЛЮСЬ
Я  ДОЛЖЕН  СДЕЛАТЬ  ЭТО…

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть уверенным, спокойным и мобильным.

Рекомендации председателю экзаменационной комиссии

Председатель экзаменационной комиссии назначается из членов администрации (директор, заместители директора) или  учитель высшей квалификационной категории.

Председателем экзаменационной комиссии не может быть педагогический работник, преподававший в данном классе учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.

Председатель комиссии отвечает за правильное ведение протокола экзамена, объективное выставление отметок, соблюдение Правил аттестации.

Председатель экзаменационной комиссии обязан:

I. Перед началом экзамена

  • За 1 час до начала экзамена проверить наличие экзаменационного материала (списки групп, билеты, номера к билетам, протокол, бумагу, классный журнал).
  • Проверить готовность помещения к проведению экзамена.
  • За 20 минут до начала экзаменов проверить явку всех членов комиссии и напомнить членам комиссии порядок проведения экзамена, требования к выставлению оценок и обязанности членов экзаменационной комиссии.
  • Проверить явку учащихся на экзамены, в случае неявки учащихся через классного руководителя выяснить причину отсутствия.

II. В ходе проведения экзамена

  • Ведет экзамен.
  • Распределяет обязанности между членами комиссии.
  • Устанавливает перерыв для членов экзаменационной комиссии.
  • Предоставляет слово членам комиссии, желающим задать вопросы учащимся.

 III. После проведения экзамена

  • Руководит обсуждением отметок учеников.
  • Объявляет учащимся результаты экзаменов и итоговую отметку.
  • Сдает все материалы по проведению экзамена директору.

Рекомендации членам экзаменационной комиссии

Членами экзаменационной комиссии назначаются учителя, ведущие данный предмет или смежные дисциплины из одной образовательной области.

Члены экзаменационной комиссии   отвечают за объективное выставление отметок и выполнение требований Правил аттестации учащихся. До начала экзаменов они  посещают уроки учителей тех классов, на экзаменах  которых будет присутствовать.

1. Перед началом экзамена

  • Изучить все необходимые нормативные документы по проведению итоговой аттестации  и руководствоваться ими  в период подготовки и проведения экзамена.
  • Ознакомиться с программой, ее выполнением, качеством знаний учащихся, нормами оценок знаний по данному предмету.
  • Явиться за 1 час  до начала экзамена.
  • Вместе с учителем-экзаменатором подготовить все необходимое для успешного проведения экзаменов.
  • Доложить об отсутствии учащихся председателю комиссии.

2. В ходе проведения экзамена

  • Присутствовать на экзамене в течение всего времени опроса учащихся.- Оценивать устные ответы учащихся, задавать учащимся дополнительные вопросы по билету.
  • Участвовать в проверке и оценке письменных работ.
  • Следить за соблюдением учителем-экзаменатором  Правил аттестации; при нарушении указать на это учителю, проводящему экзамен.
  • Подписать письменные работы учащихся, протоколы экзаменов.
  • Вести запись своих наблюдений за ходом экзаменов и сообщать их учителю и администрации.

3. После проведения экзамена

  • Участвует в обсуждении отметок учеников.

Оформляет и  сдает все материалы по проведению экзамена председателю экзаменационной комиссии.

 Рекомендации классному руководителю по подготовке класса к экзаменам

Классный руководитель при подготовке класса к экзаменам отвечает за разъяснения учащимся  хода проведения экзаменов. В целях обеспечения успешной подготовки и сдачи учащимися экзаменов он обязан:

I. При подготовке к экзаменам:

— Следить за ходом повторения, опросам учащихся своего класса по всем предметам путем посещения уроков, бесед с учителями и учащимися, просмотра классных журналов и дневников учащихся, бесед с родителями.
— Взять под особое наблюдение работу неуспевающих учащихся и учеников с неустойчивыми знаниями, оказать помощь учителю по организации для них индивидуальных занятий.
— Ознакомить учащихся и их родителей с правилами и порядком подготовки и проведения экзаменов.
— Помочь учителям своего класса в деле ознакомления учащихся с программой повторения и с экзаменационными билетами.
— Обеспечить каждому учащемуся возможность посещения компьютерного класса  при подготовке к экзаменам.
— Подготовить списки:
а) допущенных к экзаменам;
б) списки учащихся класса по группам.
— Оформить класс к экзаменам (вынести лишнюю мебель, подготовить стол для экзаменаторов и рабочие места учеников).
— Собрать все данные для заполнения свидетельств и аттестатов.

II. Работа во время экзаменов

  • В дни экзаменов следить за тем, чтобы учащиеся приходили в установленное время, имели опрятный внешний вид.
  • Поддерживать постоянную связь с учителями и членами экзаменационной комиссии, проводящими экзамены.
  • Знать ход экзаменов по каждой группе.
  • Обеспечивать своевременную явку учащихся на экзамены.

III. Работа после экзаменов

  • По окончании экзаменов собрать у всех учителей  класса сведения с окончательными итоговыми оценками успеваемости учащихся класса; заполнить сводную ведомость успеваемости учащихся по результатам экзаменов в классном журнале по всем предметам; составить сводную ведомость итоговых оценок по предметам, выставляемых в аттестат.
  • Внести все данные в личные дела учащихся.
  • Составить педагогическую характеристику на каждого ученика.

 РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

 Учитель, преподававший предмет в данном классе, отвечает за оборудование отведенного для экзамена помещения, готовность всех необходимых документов и учебных пособий. Он обязан:

I. Перед началом экзамена

— Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие  проведение экзаменов и руководствоваться ими в период подготовки и проведения экзамена.
— Проверить готовность всех необходимых документов и учебных пособий для проведения экзаменов и оборудовать отведенное помещение для экзаменов.
— На устных экзаменах учитель должен иметь на руках следующие документы:

а) ведомость успеваемости учащихся, составленную классным руководителем, с проставленными в ней отметками по всем предметам за все учебные четверти и годовыми оценками;
б) бланки протокола экзамена;
в) наглядные пособия, необходимые по содержанию билетов;
г) списки групп учащихся;
д) практические задания к билетам, утвержденные директором;
е) бумагу со штампом;
ж) запасные ручки.

II. В ходе проведения экзамена

Экзамены начинать только в присутствии председателя и членов комиссии экзаменационной комиссии.

— Во время проведения экзаменов создавать деловую, спокойную обстановку для учащихся.
— Оценивать знания экзаменуемого сразу после его ответа.

III. После проведения экзамена

— Письменные работы проверять в помещении школы.
— Согласовать оценки, поставить их в протокол и с подписями экзаменаторов сдать председателю экзаменационной комиссии. В случае несогласованности в оценке знаний учащихся между членами экзаменационной комиссии окончательное решение принимается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОМУ ДЕЖУРНОМУ ПО ШКОЛЕ

Дежурный учитель назначается из учителей-предметников. Он отвечает за порядок и тишину во время экзаменов на этаже, где проводится экзамен.  Следит за выполнением правил внутреннего распорядка, установленного на время экзаменов. Дежурный подчиняется ответственному администратору, выполняет все его указания и распоряжения.

         Дежурный учитель обязан:

  • знать расписание экзаменов;
  • являться в училище за 30 минут до начала экзаменов;
  • не допускать пребывания во время экзаменов учащихся и посторонних лиц на этаже, где проводится экзамен;
  • о всех происшествиях немедленно докладывать администратору;
  • в случае возникновения споров или неразрешенных вопросов обращаться за разъяснениями к заместителю директора или директору школы.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как помочь учащимся в процессе подготовки к экзамену

 В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным. Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов.

1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда» Главная задача — как можно сильнее напугать себя Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

4. А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

5. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

 Ритмичное четырехфазное дыхание.

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

 Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Дышите таким образом не более 2-3 минут.

Аутогенная тренировка (3-5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

© 2024 - ГУО "Средняя школа №15 г. Гомеля"